Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Биология

Место Имя Рейтинг
1 urikor 8.6
2 Viktorija 7.3




библиотеки





Яндекс цитирования

Тип моллюски. Общая характеристика типа.


 Лебедева В.А. Лутугинская СШ №1

 

Тема

Тип моллюски. Общая характеристика типа.

Цель урока

·        Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски;

·        Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Оборудование:

1.     таблица «Моллюски».

2.     раковины моллюсков.

3.     картины и фотографии морского дна.

4.     блок «Моллюски».

Ход урока

                       I.           Организация класса.

 

                   II.           Вступительное слово учителя.

Изучив животных, относящихся к группе черви, мы переходим к не менее загадочному и удивительному типу – моллюски.

Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в морской пучине живут странные огромные существа. Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.

Так ли это на самом деле?

Такие ли они все загадочные и фантастические? Настало и нам с вами разобраться в этих проблемах.

Сегодня и на следующем уроке зоологии мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски.

На сегодняшнем уроке нам необходимо познакомиться с особенностями внешнего, внутреннего строения этих животных, рассмотреть отличительные черты классов животных этого типа.

Все полученные сведения на уроке мы должны с вами вместе внести в блок «Моллюски», который будет сделан на доске и в ваших тетрадях.

Итак, приготовились к напряженной совместной работе.

 

                III.           Первичное восприятие и осмысление нового материала.

 

План

1.     Беседа с учащимися класса.

1.1.                     Кто встречал животных типа «Моллюски"?

1.2.                     Где вы с ними встречались?

1.3.                     Назовите особенности внешнего строения моллюсков.

1.4.                     Чем они отличаются от всех других животных?

 

2.     На основании таблицы на доске и рисунков учебника в ходе рассказа учителя составляется блок «Моллюски».

Тип моллюски

1.     Общие признаки:


Внешнее строение

1)           Тело не делится на сегменты.

2)           Имеется 3 отдела: голова, нога, туловище.

3)           Наличие кожной складки-мантии.

4)           Наличие мантийной полости.

5)           Наличие раковины.

 


Внутреннее строение

1)           Уменьшена вторичная полость тела.

2)           Наличие паренхимы.

3)           п/в: появляются п/в железы (ферменты).

4)           Кровеносная система незамкнутая:
есть сердце: предсердие, желудочек;
сосуды: вены, артерии;
кровь: артериальная, венозная.

5)           Органы дыхания – жабры или легкие.

6)           Орган выделения – почка.

7)           Нервная система – разбросано-углового типа.

8)           Раздельнополые или гермафродиты.

 


2.     Многообразие:

Класс Брюхоногие:

Представители – черноморская рамена, виноградная улитка, слизни.

Особенности:

- спирально-закрученная раковина,

- мускулистый язык-терка,

- сердце 2-х камерное.

Класс Двустворчатые:

Представители – мидии, беззубки, перловицы, устрицы.

Особенности:

– отсутствие головы,

- раковина двустворчатая,

- способ питания – фильтрация (сифон),

- органы дыхания – жабры,

- сердце 3-х камерное,

- в основном раздельнополые.

Класс Головоногие:

Представители – осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.

Особенности:

 – нет раковины,

- тело делится: голова, щупальца, воронка;

- органы дыхания – жабры;

- сердце 3-х камерное;

- хорошо развиты органы чувств;

- сложно устроена нервная система.

3.     Общее:

1)           Несегментированные животные;

2)           Тело делится на голову, туловище, ногу;

3)           Наличие мантии, мантийной полости;

4)           Наличие раковины;

5)           Усложнена кровеносная и пищеварительная система;

4.     Значение:

1)           Питание для человека;

2)           Корм для животных;

3)           Фильтрация воды;

4)           Украшение для человека;

5)           Вредители сельского хозяйства.

 

3.     «Общие признаки» (внешнее строение) из блока «Моллюски» заполняются учителем в ходе объяснения и изучения таблицы на доске.
«Общие признаки» (внутреннее строение) из блока «Моллюски» заполняются учащимися с использованием учебника §22.
«Многообразие» из блока «Моллюски» заполняется по ходу изложения сообщений, подготовленных тремя творческими группами:
1 – класс Брюхоногие;
2 – класс Двустворчатые;
3 – класс Головоногие.
Сообщения сопровождаются демонстрацией раковин моллюсков, таблиц, рисунков и картин.
Раздел блока «Значение» будет заполнен на следующем (втором) уроке по типу Моллюски.
Раздел «Общее» будет заполнен на третьем уроке (обобщающем) по типу Моллюски.

 

                IV.           Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная беседа с классом.

1.     Сравнить червей и моллюсков:

- внешнее строение;

- внутреннее строение (системы органов, полость тела, размножение).

2.     Сделать вывод о более высокой организации типа Моллюски в сравнении с червями.

 

                    V.           Итог урока и д/з

§22,23,24,25, блок №6, в тетрадях подготовить коллекции раковин по группам, рисунки, сообщения.

 

 

7
Ваша оценка: None Средняя оценка: 7 (1 vote)

© Urikor, 2008-2019.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Просто о сложном