Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Биология

Место Имя Рейтинг
1 urikor 8.6
2 Viktorija 7.3




библиотеки





Яндекс цитирования

Влияние деятельности человека на состояние биосферы. Природоохранное законодательство Украины. Урок - ролевая игра по биологии 11 класс.


Лебедева В.А. Лутугинская СШ №1

Тема:

Влияние деятельности человека на состояние биосферы.

Природоохранное законодательство Украины.

Цель:

·        Формировать экологическое мышление учащихся;

·        Рассмотреть положительное и отрицательное влияние антропогенного фактора на состояние биосферы;

·        Охарактеризовать в чём состоит рациональное использование природных ресурсов;

·        Показать практическую деятельность человека для сохранения окружающей среды, охраны природы;

·        Воспитывать любовь к природе;

·        Развивать умение анализировать, сравнивать.

Оборудование:

·        Раздаточный материал по экологии;

·        Рисунки растений и животных Красной книги;

·        Таблицы, фотографии, показывающие красоту природы;

·        Плакаты, призывающие охранять и беречь Землю.

Тип урока:

Урок – ролевая игра, урок – пресс-конференция.

Ход урока

                                I.      Организация класса.

                             II.      Мотивация учебной деятельности.

На фоне музыки, учитель:

Жизнь развивалась своим путём. И вдруг – перед лицом природы стал Homo sapiens – человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал  вековые леса, разрушал зеркальные источники, осушал полноводные реки…

Его когда-то нежные, выкупанные в травах руки, становились острыми серпами и вилами. Наверное, не случайно, эпиграфом нашего урока я выбрала слова К.Г.Паустовского:

«Потомки никогда не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

На фоне музыки учащиеся читают стихи.

1 чтец:

Нам не простят ни трусости, ни лести,

Ни рек засохших берега,

Ни слов о позабытой чести,

Ни почерневшие стога.

2 чтец:

Нам не простят топор,

Свинец и атом,

Засохшие леса, поля, луга,

Оленьи на стене рога

И разноцветные снега…

3 чтец:

Потомки, задыхаясь, проклянут

Химический могущественный спрут,

Рождённый нами, словно невзначай, -

Пока мы пьём спокойно крепкий чай.

4 чтец:

Приходит ночь, июнь, апрель и май,

Пока нас радует волнующим цветеньем,

Пусть утро встретит всех мучительным сомненьем, -

Лишь так рождаются полезные дела.

1 чтец:

А смоговая чудо-юдо мгла

Шатром уже накрыла города,

Отравленная ядами еда…

В наш дом вошла болезнями…

Беда!

2 чтец:

Когда поймём, когда, когда, когда –

Не совещаться, пенясь, а ломать

Бумажных «мудрых» частоколов рать

Сегодня нужно… после – никогда.

Нам промедленье звёзды не простят.

3 чтец:

В раю асфальтовый оставить ад

Не вправе мы, да что там, не должны.

Ведь нет на свете страшной той цены,

Которая бы смыла наш позор –

Истерзанной земли немой укор!

 

                         III.      Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа с классом.

1.     Как вы восприняли это стихотворение?

2.     Какие мысли у вас вызывают эти строки? Почему?

3.     Что такое «экологический кризис?»

4.     В чём его причины?

5.     Можно ли его предотвратить?

6.     Какие пути выхода из экологического кризиса вы бы могли предложить?

Сообщение темы, цели, основных вопросов урока:

1.     Состояние окружающей среды:

- природы;

- литосферы;

- гидросферы.

2.     Природа и здоровье человека.

3.     Пути решения проблем охраны природы.

4.     Основные законодательные акты об охране окружающей среды на Украине.

 

                          IV.      Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Класс делится на группы «специалистов», каждая из которых получает задание, которое необходимо выполнить в ходе урока.

Группы «специалистов»:

- гидробиологи;

- метеорологи;

- агрономы;

- биологи;

- юристы.

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, которая есть на доске и в рабочих тетрадях:

 

Оболочки Земли

Проблемы

 

Законодательство

 

Атмосфера

Гидросфера

Литосфера

 

 

 

 

 

 

 

Из зала «представители прессы» задают вопросы, на которые специалисты отвечают.

Вопросы для метеорологов:

1.     Что такое атмосфера?

2.     Какие источники загрязнения атмосферы вы знаете?

3.     Какие источники загрязнения воздуха существуют в нашем районе?

4.     Назовите мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха.

 

Вопросы для гидробиологов:

1.     Что такое гидросфера?

2.     Назовите причины загрязнения водной среды.

3.     Состояние питьевой воды в нашем регионе.

4.     Пути решения проблемы загрязнения пресных вод.

Вопросы для агрономов:

1.     Что такое литосфера?

2.     Какой вред человек наносит почве в процессе производственной деятельности?

3.     Пути решения проблемы загрязнения почвы.

Вопросы для биологов:

1.     Как влияет окружающая среда на живые организмы?

2.     Что такое «Красная книга»? Для чего она создана?

Вопросы для врачей:

1.     Как влияет на организм человека окружающая среда?

2.     Статистические данные заболевания детей нашего района.

3.     Ваши советы по укреплению и охране здоровья.

Вопросы для юристов:

1.     Почему возникла необходимость в создании законодательства об охране окружающей среды?

2.     Основные законодательные акты по охране атмосферы, литосферы, гидросферы, растений и животных.

3.     Как защитить своё право на жизнь?

 

                             V.      Обобщение и систематизация знаний.

Проверка заполнения таблицы, предложенной в начале урока.

                          VI.      Итоги урока и домашнее задание.

Написать сочинение, сказку, творческую работу, стихи, посвящённые экологической проблеме.

Теоретические материалы к уроку, необходимые для выступления «специалистов».

Метеорологи:

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

Экологическое значение атмосферы: защита живых организмов от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов, регулирует сезонные и суточные колебания температуры, является носителем тепла и влаги. Через атмосферу происходит фотосинтез, обмен веществ и энергии, атмосфера является средой для некоторых организмов (бактерий, насекомых, птиц).

Человек «подогревает» атмосферу путём сожжения огромного количества угля, органического топлива, нефти, газа, а также вследствие работы атомных электростанций, уничтожения лесов, которое приводит к увеличению в воздухе углекислого газа. Углекислый газ атмосферы действует как стекло в теплице – оно свободно пропускает на поверхность Земли солнечные лучи, но удерживает тепло, нагретой солнцем, поверхности Земли. Это повышает температуру атмосферы – парниковый эффект.

В атмосферу попадают фреоны, которые являются источником разрушения озонового слоя. В воздухе иногда зависают тучи вредных газов, которые образуются в результате работы сотен котельных. Это – «чёрный» и «белый» смог.

Оксиды серы и азота, которые попадают в воздух вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, взаимодействуя с водой, превращаются в азотную и серную кислоту, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают в виде дождей.

Гидробиологи:

Гидросфера – водная оболочка Земли. Это моря, океаны, реки, озёра и подземные воды.

Экологические функции воды – составная часть всех живых организмов. Благодаря воде, осуществляются основные процессы – обмен веществ, тепла. Воды Мирового океана являются основным климатообразующим фактором, важным источником природных ресурсов питания человека.

Загрязнение вод:

- физическое – вследствие увеличения в воде нерастворимых примесей – песка, глины (за счёт смыва дождевыми водами распаханных участков);

- химическое – в результате попадания в водоёмы вместе со сточными водами вредных неорганических и органических веществ.

Большой вред гидросфере наносит нефть и нефтепродукты, которые образуют на поверхности плёнку, нарушающую газообмен между водой и атмосферой, снижающую содержание кислорода в воде.

Агрономы:

Литосфера – это внешняя твёрдая оболочка Земли, которая включает земную кору и часть верхней мантии Земли.

Экологическое значение – на поверхности Земли живёт большая часть растений, почвы являются основным условием для получения продуктов питания, источником полезных ископаемых.

Одним из негативных последствий аварии на ЧАЭС является загрязнение с/х угодий стойкими радионуклидами. Почвы прочно удерживают радиоактивные вещества. Важной проблемой почвы является мелиорация, большой вред сельскому хозяйству наносят водная и ветровая эрозия.

Врачи:

80-90% раковых заболеваний возникает вследствие загрязнения окружающей среды. Вследствие экологического кризиса резко возросла детская заболеваемость, чаще рождаются дети-калеки, умственно отсталые дети. Мёртвые дети.

Юристы:

В Законах Украины «Про охрану атмосферной природной среды» (1991г) и «Про охрану атмосферного воздуха» (1992г) сформированы задачи охраны атмосферного воздуха, а также способы влияния на организации, которые допускают загрязнение атмосферы.

За чистоту воздуха на Украине борются такие организации как ассоциация «Зелёный свет», союз «Чернобыль», Украинская экологическая Академия наук.

Вопросы охраны водоёмов нашей страны регулируют закон Украины «Про охрану окружающей природной среды» (1992г), в соответствие с которым, все водные объекты Украины необходимо охранять от загрязнения и истощения.

Правовую основу охраны почв Украины составляют закон «Про охрану окружающей природной среды» (1992г),  Земельный кодекс Украины (2001г).

Одним из важных мероприятий по охране редких и исчезающих видов растений и животных является создание ботанических садов, заказников, заповедников, дендропарков, «Красной книги».

Правовую основу охраны растительного и животного мира составляют законы Украины «Про охрану окружающей природной среды» (1992г),  «Про природно-заповедный фонд Украины» (1992г), «Про охрану животного мира», Лесной кодекс Украины (1994г).

 

 

 

7
Ваша оценка: None Средняя оценка: 7 (1 vote)

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы