Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Физика

Место Имя Рейтинг
1 Ivanov 5.3




библиотеки





Яндекс цитирования

Мир знаний: физика


Мир знаний: физика.

Автор:
учитель физики высшей категории
Духленкова Н.И.
Ульяновск 2006 г
.

Пояснительная записка.

Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.

Программа написана для учащихся 5-6 классов.
В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром.

Данная программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующих от учащихся умений рассуждать, анализировать, делать выводы. В последней главе уделяется большое внимание значению научных открытий для практических нужд человек, проблемам экологии. Это способствует повышению положительной мотивации к учению и бережному отношению к природе. Содержание программы предусматривает проведение 35 лабораторных работ и 4 контрольных работ.

Цели и задачи курса.

  1. Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
  2. Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обощать результаты наблюдений, экспериментов.
  3. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов.
  4. Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
  5. Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Методы и средства обучения.

В спецкурсе используются эвристические исследовательские методы обучении: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • консультация с учителем;
  • работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;
  • подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения спецкурса учащиеся должны знать и понимать:

  • смысл понятий: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления, их существенные признаки; механическое движение, траектория, путь, скорость, относительность механического движения, звук, источники звука; температура, теплопередача, виды теплопередач, агрегатные переходы; электрический ток, сила тока, напряжение, источники тока, виды соединений потребителей тока, тепловое, химическое, магнитное действие электрического тока; свет, луч света, тень, отражение и преломление света, атмосфера, влажность воздуха; механическая работа, энергия;
  • роль эксперимента в изучении физических явлений; методы научного познания;
  • особенности проведения физических исследований;
  • роль человека в изменении окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

-описывать изучаемые физические явления и процессы;

-использовать физические приборы для измерения размеров физического тела, температуры, объёма, силы, силы тока, напряжения, атмосферного давления, влажности воздуха;

  • на основе результатов исследований выявлять следующие закономерности: зависимость интенсивности протекания диффузии от агрегатного состояния и температуры тела; зависимость силы взаимодействия частиц от расстояния между ними; зависимость силы упругости от деформации; зависимость силы трения от массы тела и от обработки поверхности; зависимость давления тела от площади опоры; зависимость высоты звука от частоты колебаний; увеличении длины (объёма) тела при нагревании и уменьшение длины (объёма) тела при охлаждении; зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества и ветра; понижение температуры жидкости при испарении; сила тока одинакова во всех участках цепи при последовательном соединении; напряжение при параллельном соединении проводников одинаково; общее напряжение при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи; сила тока в неразветвленной цепи равно сумме силы токов в отдельных участках цепи; зависимость изображения в линзе от расстояния от предмета до линзы;
  • приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях; вредного воздействия человека на окружающую среду;
  • проектировать пути решения экологических проблем;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников.

Содержание программы. (68 ч.)

5 класс ( 34 ч.)

1. Введение (5ч.)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы. Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдения, опыт, теория.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, мензурка.

Лабораторные работы.

  1. Определение размеров физического тела.
  2. Измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки.
  3. Измерение объема твердого тела.

2. Тела и вещества.(14 ч.)

Характеристика тел, веществ (форма, объем). Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества, масса тела. масса различных тел в природе. Эталон массы. Весы. Температура. Термометр. Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона. Плотность вещества.

Лабораторные работы.

  1. наблюдение тел и веществ.
  2. Измерение массы тела с помощью рычажных весов.
  3. Измерение температуры воды и воздуха.
  4. Наблюдение делимости вещества.
  5. Наблюдение явления диффузии.
  6. Определение плотности вещества.

3. Взаимодействие тел. (15 ч.)

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Силы как характеристика взаимодействия. Динамометр. Инерция. Масса как мера инертности. Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести. Электрическое взаимодействие. Электризация тел трением. Взаимодействие разноименно и одноименно заряженных тел. Магнитные взаимодействие. Постоянные магниты. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов. Сила трения. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости. Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление. Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкостей и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы.

  1. Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.
  2. Измерение силы трения.
  3. наблюдение электризации и взаимодействие наэлектризованных тел.
  4. Изучение магнитного взаимодействия.
  5. Вычисление давления тела на опору.
  6. Измерение выталкивающей силы.

6 класс (34 ч.)

1. Механические явления (4 ч.)

Механическое движение. Траектория. Виды механических движений. Пройденный путь. Скорость. Относительность механического движения. Звук. Источники звука. Эхолот.

Лабораторные работы.

  1. Вычисление скорости движения бруска.
  2. Наблюдение относительности движения.
  3. Наблюдение источников звука.

2. Тепловые явления. (6 ч.)

Изменение длины и объема тела при нагревании и охлаждении. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Теплопередача.

Лабораторная работа.

  1. Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.
  2. Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.
  3. Отливка игрушечного солдатика.
  4. Наблюдение за плавлением снега.
  5. От чего зависит скорость испарения жидкости.
  6. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.
  7. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

3. Электромагнитные явления. (9 ч.)

Электрический ток. Сила тока. Напряжение. Источники тока. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения. Тепловое действие тока. Магнитные действия тока. Химическое действие тока.

Лабораторная работа.

  1. Последовательное соединение.
  2. Параллельное соединение.
  3. Тепловое действие тока.
  4. Магнитное действие тока.
  5. Действие магнита на ток.
  6. Химическое действие тока.

4. Световые явления (11 ч.)

Свет. Луч света. Образование теней. Солнечное и лунное затмение. Отражение и преломление света. Зеркала. Линзы. Оптические приборы. Глаз. Очки. Цвет.

Лабораторная работа.

  1. Свет и тень.
  2. Отражение света.
  3. Измерение фокусного расстояния линзы.
  4. Наблюдение изображения в линзе.

5. Природа и человек (4 ч.)

Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха. Гигрометры и психрометры. Механизмы. Механическая энергия. Энергия. Источники энергии.

Список литературы.

  1. Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.1998г.
  2. Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн.
  3. Моррис Р., Корк Б., Гоутмэн К. и др. Тайны живой природы. М. Росмэн. 1995 г.
  4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 1994.
  5. Тейлор Ч., Поулп С. КнигаОксфорд. М. Астрель АСТ, 2001г.
  6. Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 1994г.
  7. Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2000г.
  8. Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 класс. 2001-2003, СТП, Школа
  9. Гуревич А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С., Физика. Химия. 5-6 класс, Дрофа, 1998-2001г.

http://www.rusedu.info/

5
Ваша оценка: None Средняя оценка: 5 (1 vote)

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы