Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Физика

Место Имя Рейтинг
1 Ivanov 5.3




библиотеки





Яндекс цитирования

«Спутники розы – восхищение и слезы» (давление твердого тела)


«Спутники розы – восхищение и слезы» (давление  твердого тела)

Конспект урока по физике в 7 классе
Учитель:
Веденеева Татьяна Анатольевна

средняя общеобразовательная школа №7
 г. Владимираа

Презентация к уроку

 

Урок изучения нового материала

Задачи урока:

Образовательные:
К концу урока учащиеся должны:
Знать:

  1. понятие давления.
  2. способы уменьшения и увеличения давления.

Уметь на основе наблюдений и измерений делать выводы и выдвигать гипотезы о связи физических величин.

Воспитательные:
Способствовать:

  1. формированию познавательного интереса к предмету.
  2. формированию мировоззрения учащихся.
  3. формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

Развивающие:
Способствовать развитию

  1. речи.
  2. творческого мышления.
  3. логического  мышления.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Экран.
  3.  Иллюстративная компьютерная презентация(приложение).
  4. Компьютер.
  5. Карточки с буквенным обозначением физических величин (р,F,S) и математическими знаками (+,-,/,*, =).
  6. Магниты.
  7. Пакеты с экспериментальными заданиями для групп – 6 шт.
  8. Баночки с песком – 6 шт.
  9. Спичечный коробок – 6 шт.
  10. Металлический брусок для утяжеления спичечных коробков – 6 шт.
  11. Гиря массой 100г – 3 шт.
  12. Геометрические фигуры (конус, куб, шар, цилиндр).
  13. Сосуды с холодной и горячей водой.
  14. Стаканы:
    • со сладкой водой
    • с соленой водой
    • с кислой водой
  15. Лист коричневой бумаги и наждачной бумаги.
  16. Лист обыкновенной желтой бумаги и лист неоновой желтой бумаги.
  17. Тест – задания.
  18. Сетка для расшифровки ответов.
  19. Листы – бланки для рефлексии.

Ход урока.

Создание эмоционального настроя.

Слово учителя: Физика одна из наук о природе – создана разумом и чувствами человека. Всю информацию и о Мире человек получает через органы чувств: Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус (слайд 1- 2). ВОТ НАШИ ОКНА В ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
Мозг обрабатывает гигантское количество сигналов, исходящих от тел, и у человека возникают ощущения (слайд 3). Какие? Помогите мне ответить на этот вопрос. Какие ощущения возникают у вас, если попрошу потрогать следующие предметы?
Ответ учащихся: теплого и холодного; гладкого и шероховатого.
Слово учителя: какие ощущения возникают у вас, если я попрошу посмотреть на следующие листы бумаги?
Ответ учащихся: цвета, яркости цвета.
Слово учителя: какие ощущения возникают у вас, если я попрошу посмотреть на следующие предметы?
Ответ учащихся: формы, размера, цвета.
Слово учителя: какие ощущения возникают у вас, если я попрошу попробовать  следующие вещества?
Ответ учащихся: сладкого, соленого, кислого.
Слово учителя: какие ощущения вызывают у вас в сознании следующие строки (слайды 4- 6)?

ДИКАЯ РОЗА (И.В. Гете)
Мальчик розу увидал,
Розу в чистом поле,
К ней он близко подбежал,
Аромат ее впивал,
Любовался в волю.
Роза, роза, алый цвет
Роза в чистом поле!

«Роза,  я сломлю тебя,
Роза в чистом поле!»
«Мальчик, уколю тебя,
Чтобы помнил ты меня!
Не стерплю я боли».
Роза, роза, алый цвет
Роза в чистом поле!

Он сорвал, забывши страз,
Розу в чистом поле.
Кровь алела на шипах.
Но она – увы и ах! –
Не спаслась от боли.
Роза, роза, алый цвет
Роза в чистом поле!

Слово учителя: основываясь на услышанном, скажите какие ощущения вызывает у вас РОЗА?

Ответ учащихся: Ощущение красоты и боли.

Слово учителя: Я с вами согласна. Внешний вид розы доставляет огромное эстетическое наслаждение, удовольствие, мы восхищаемся ее внешним видом, но, к сожалению, этот красивый цветок доставляет иногда и неприятные болевые ощущения. И, наверное, вы со мной согласитесь, если я скажу: « Спутники розы – восхищение и слезы» (обратить внимание на тему урока) (слайд 7). Человек в отличие от животного способен уловить неявные, скрытые свойства тел и явлений: объединить предметы в группы по тем или иным общим признакам, наделить их определенными функциями, установить закономерности явлений. Так давайте же на сегодняшнем уроке и попытаемся установить, чем вызваны болевые ощущения от укола шипом розы или «ПОЧЕМУ РОЗА КОЛЕТСЯ?» (слайд 8)

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Слово учителя: для этого нам необходимо вспомнить несколько теоретических положений. Придя в класс, я увидела, что все слова на доске перепутаны. Уничтожьте ЕРАЛАШ! Я приказываю вам все расставить по местам!

Задание: в течение одной минуты работы в группе, вы должны выбрать только те слова и расставить их в таком порядке, чтобы получилось верное по смыслу физическое утверждение.  Время пошло!

Ответ учащихся: СИЛА–   векторная физическая величина, характеризующая взаимодействие тел, в результате которого тело изменяет скорость движения (слайд 9).

Слово учителя: Почему в данной определение понятия силы необходимо включить термин «ВЕКТОРНАЯ?»

Ответ учащихся: Так как для силы важно не только численное значение и направление.

Слово учителя: ВЕРНО! А является ли это определение понятия силы полным?

Слово учителя: нет. Результатом взаимодействия может быть и деформация тел (слайд 9).

Изучение нового материала

Итак, результатом действия силы может быть деформация тела. От каких же  зависит деформация тел при их взаимодействии? (слайд 10) Для ответа на этот вопрос воспользуемся одним из инструментов физика – экспериментом.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1

  1. На поверхность песка положите спичечный коробок. Заметьте,  как глубоко спичечный коробок погрузился в песок.
  2. Снимите коробок, разровняйте поверхность.
  3. На поверхность песка снова положите спичечный коробок, а на него поставьте гирю. Заметьте, как глубоко теперь спичечный коробок погрузился в песок.
  4. Сделайте  вывод: при одной и той же площади соприкосновения величина деформации песка … (увеличивается, уменьшается или остается без изменения), если силу увеличить.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2

  1. На поверхность песка положите спичечный коробок. Заметьте,  как глубоко    спичечный коробок погрузился в песок.
  2. Снимите коробок, разровняйте поверхность.
  3. На поверхность песка снова положите спичечный коробок, но гранью меньшей по площади. Заметьте, как глубоко теперь спичечный коробок погрузился в песок.
  4. Сделайте  вывод: при одной и той же силе величина деформации песка … (увеличивается, уменьшается или остается без изменения), если площадь уменьшить.

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГРУПП + ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ГРУППЫ (слайды 11 – 13)

Слово учителя: следовательно, для полной характеристики результата действия силы на опору необходимо одновременно учитывать и силу, и площадь опоры, на которую эта сила распределяется (слайд 14)

Организационная диаграмма

Хочу обратить внимание на следующее интересное обстоятельство: значение силы не играет решающей роли: не будем далеко ходить за примерами: как бы сильно вы не давили пальцем на деревянную доску, вам вряд ли удастся проткнуть ее, тогда как шилом доску продырявит и первоклассник. Еще пример: легкий человек без лыж проваливается в снег, а тяжелый, но на лыжах – нет.

Введем буквенные обозначения физических величин.

  • Какой буквой обозначается сила? (F) (слайд 14)
  • Какой буквой обозначается площадь? (S) (слайд 14)
  • Физическая величина, характеризующая такой результат действия силы как деформация тел при их взаимодействии, называется ДАВЛЕНИЕМ и обозначается буквой р (слайд 14).

Именно значение давления определяет, провалитесь вы в снег (и как глубоко), проткнете вы шилом деревянную доску и как легко (или этого не произойдет).

А теперь давайте, приложим  усилия для того, чтобы объединить эти три физических величины в формулы, которая позволила бы нам вычислить численное значение давления. После минутного обсуждения один из группы выйдет к доске и с помощью магнитов укрепит выданные вам карточки с буквенным обозначением физических величин и математическими знаками в правильной на ваш взгляд комбинации. При составлении формулы учтите на результаты экспериментальных заданий (прямая и обратная пропорциональность). Итак, минута в вашем распоряжении.

ПРОВЕРКА ЗАПИСИ ФОРМУЛ

  • Спросить любого представителя той группы, которая выполнила задания верно – почему формула выглядит именно так?
  • Спросить любого представителя той группы, которая  выполнила задания не верно – что не учтено при составлении формулы?

После проверки на доске оставить один верный вариант формулы давления:

р= F/S

Слово учителя: Все нам стало известно  о физической величине – давлении?

Ответ учащихся: нет, нам неизвестна единица давления в СИ?

ЗАДАНИЕ: получите единицу давления в СИ самостоятельно в течение 30 секунд и поднимите руку, если вы это сделали (вызвать к доске первого ученика выполнившего задание верно).

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

[ р ] = 1Н / 1м2 =  1 Па (слайд 15)

Итак, давление – это физическая величина, характеризующая такой результат действия силы как деформация тел при их взаимодействии. Давление зависит от силы и площади, по которой эта сила распределена. Установив данную взаимосвязь, мы получаем возможность  использовать ее в нашей жизни. Где?

  • Все режущие, колющие инструменты мы затачиваем, уменьшая, таким образом, площадь режущей поверхности, тогда давление увеличивается, а значит и деформация тела при меньшем значении силы (слайд 16).
  • Задние колеса грузовиков обычно сдвоенные, гусеницы тракторов и охотничьи лыжи делают широкими: давление, а значит, деформация уменьшается за счет увеличения площади (слайд 17).

Мы учитываем взаимосвязь давления с силой и площадью, по которой эта сила распределена в нашей жизни, имеем возможность давление регулировать. Сама природа неплохо вооружила живой мир для создания большого давления не большим усилием – иглы, клювы, когти, жала, зубы, клыки (слайд 18). Но сама природа, балуя нас красотой, одновременно иногда доставляет и боль.

Учитывая все,  о чем мы с вами говорили на сегодняшнем уроке, объясните, чем вызваны болевые ощущения от укола шипом розы (слайд 19).

Первичная проверка усвоения знаний

Учащиеся дают свою версию ответа.

Учитель подводит итог: Верно, площадь колющей поверхности шипа розы очень маленькая. Значит, давление возрастает даже при небольшом усилии. Чувствительные (болевые) рецепторы кожи воспринимают сигнал от результата возросшего давления, передают сигнал в виде нервного импульса по проводящему пути – нерву мозгу. Мозг обрабатывает этот сигнал. Обработанный мозгом сигнал по проводящему пути – нерву возвращается к месту укола в виде болевого ощущения.

Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.

Домашнее  задание (слайд20)

  1. Для всех:   
    • а) § 5.1
    • б) ответьте на вопрос: «Что такое давление в 1 Па?»э
    • в) охарактеризуйте силу, входящую в формулу давления по трем признакам понятия силы.
  2. На выбор:
    • Какие меры по регулированию давления (чего и на что?) должен принять турист перед трудным походом

или

  • Каким образом (с научной точки зрения) удалось выявить девицу благородного происхождения в сказке Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

Рефлексия (слайд21)

Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений,  которые возникли у вас в течение урока. Оцените по пятибалльной шкале, насколько вам сегодня на уроке было трудно, интересно, комфортно?

 

Самопроверка знаний (слайд 22- 24)

ТЕСТ

1. Именем, какого ученого названа единица измерения  давления в Международной
системе единиц (СИ)?
    А. Галилей                        Б. Гук             В. Ньютон                   Г. Паскаль

2. По какой формуле определяется давление?
    А. N= А/ t       Б.  р = S / F             В.  р = F/ S                         Г.  F = m g

3. В каком случае брусок оказывает на стол наименьшее  давление?

image image
А.  Б. В.

4. На столе лежит спичечный коробок. Его повернули и поставили на боковую грань. При этом площадь опоры коробка уменьшилась в 2, 2 раза. Как  изменилось при этом  давление на стол?
   А. Не изменилось                                    В. Увеличилось в 2, 2 раза
   Б. Уменьшилось в 2,2 раза                    Г. Недостаточно данных для ответа на вопрос

5. Кто производит большее давление на почву – слон или коза?
   А. Слон                                                      В. Они производят одинаковое давление
   Б.  Коза                                                    Г.  Недостаточно данных для ответа на вопрос

 

http://www.rusedu.info/

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы