Законы сохранения: переход механической энергии во внутреннюю
Класс: 10
Шишулина Светлана Рюриковна
МОУ СОШ №1
г. Фурманов
Приложения к уроку (366кб)
Пояснительная записка
Роль и место данного урока в курсе: урок по теме «Превращение механической энергии во внутреннюю» - один из последних уроков по теме: «Законы сохранения». Тип: комбинированный. Вид: урок решения задач.
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках: закон сохранения импульса при упругих и неупругих ударах, виды механической энергии, закон сохранения механической энергии.
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме: применение законов сохранения импульса и энергии при переходе механической энергии во внутреннюю.
Использование компьютера при подготовке учителя уроку: создание электронной презентации по теме: «Превращение механической энергии во внутреннюю»
Ожидаемые результаты обучения : обобщить знания учащихся о законах сохранения и углубить их на примере решения задач нового типа: переход механической энергии во внутреннюю, продолжая развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности.
Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы): компьютер, проектор; лабораторное оборудование: шарик, линейка, динамометр
Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств:
- 1С: Школа. Физика, 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий. Министерство Образования РФ, 2004, ГУ РЦ ЭМТО , 2004, ООО «Дрофа», 2004, ЗАО «1С», 2004, ЗАО НПКЦ «Формоза-Альтаир», 2004, РЦИ Пермского ГТУ, 2004
- Библиотека электронных наглядных пособий. Физика. 7-11 класс Министерство образования Российской Федерации, 2003 ГУ РЦ ЭМТО, 2003, «Кирилл и Мефодий», 2003
Отличительные особенности («изюминки») данного урока: Урок построен по принципу: от простого к сложному: предложены задания, различающиеся формой и уровнем сложности: базовый (часть А), повышенный (часть В), высокий (часть С). Цель данного построения урока - психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ по физике).
Урок подготовлен в форме слайд-фильма, что позволило:
а) создать у учащихся конкретные представления и впечатления, переходить от наглядного пособия к оригиналу;
б) продемонстрировать интересные видеозадачи;
в) повысило плотность урока.
Работа учителя на уроке, описание деятельности детей
С |
Этап урока |
Цель |
Что делают
|
Результат |
|
Учитель |
Ученики |
||||
№1 |
Н |
Формирование интереса к необходимости актуализации знаний |
Работает со слайдом№1:
|
Высказывают свою точку зрения, называют законы, позволяющие объяснить наблюдаемые явления. |
Учащиеся включены в работу, создан переход к проверке домашнего задания |
№2 |
Проверка домашнего задания |
Предлагает учащимся, у которых нет вопросов по домашнему заданию, подготовить краткий устный ответ о законах сохранения импульса, механической энергии и момента импульса по слайду №2; |
Два ученика готовят устные ответы у доски по темам: «Закон сохранения импульса», «Закон сохранения механической энергии»; остальные проверяют домашнее задание, задают вопросы, ликвидируя пробелы в знаниях по теме: «Законы сохранения». |
Проверено домашнее задание, ликвидированы пробелы в знаниях по теме: «Законы сохранения» |
|
№3 |
О |
Актуализация знаний по теме: «Законы сохранения». |
Предлагает выслушать учеников у доски, решить видеозадачи библиотеки электронных наглядных пособий: «Маятник Максвелла» и «Сохранение импульса при упругом взаимодействии» и ответить на дополнительные вопросы:
|
Ученики рассказывают о законах сохранения, отвечают на дополнительные вопросы учителя, решают видеозадачи. |
Повторение материала по теме: «Законы сохранения».
|
|
Контроль знаний на уровне А |
Проводит тестирование (см. приложение 1), организует взаимопроверку работ и ликвидацию пробелов в знаниях. Ответы: |
Выполняют задания, проводят взаимопроверку. |
Развитие умения адекватно оценивать знания друг друга, ликвидация пробелов в знаниях. |
|
№4 |
Постановка проблемы |
Звучит стихотворение Е.Евтушенко. |
Отвечают, что кинетическая энергия пули пойдет на её нагревание и, возможно, частично её плавление. |
Сформирован интерес к проблеме. |
|
|
Решение поставленной задачи |
Предлагает повторить основные формулы количества теплоты и приступить к решению задачи. |
Обсуждая физическую ситуацию, решают поставленную задачу. |
Созданы условия для выявления сходства в решении задач нового типа и задач, решаемых на предыдущих уроках по теме: «Законы сохранения в механике» |
|
№5 |
Развитие умения решать задачи данного типа. |
«Человек знает физику, если он умеет решать задачи»- говорил Э.Ферми. |
Самостоятельно в парах решают задачи. Проверяют задачи на доске, проводя самопроверку выполнения задания. |
Развитие самостоятельности и навыков самоконтроля. |
|
№7 |
И |
Подвести итоги урока |
Работая со слайдом №6, предлагает заполнить лист контроля и вычислить рейтинг каждого ученика на уроке. Проводит рефлексию по слайду №7 |
Учащиеся вычисляют рейтинг. Записывают домашнее задание. |
|
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
I. Тема урока: Превращение механической энергии во внутреннюю
II. Решение тестовых заданий
Литература:
-
- Единый государственный экзамен: Физика: Тренировочные задания/Фадеева А.А.- М.: Просвещение, Эксмо,-2005.- 144 с
- Физика. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России 2004
ВАРИАНТ 1
- Две тележки движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями v. Массы тележек m и 2 m. Какой будет скорость движения тележек после их абсолютно неупругого столкновения?
- 3 v;
- 3/2 v;
- 2/3 v;
- 1/3 v.
- Мяч брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. Определите максимальную высоту, на которую поднимется мяч.
- 10 м;
- 5 м;
- 20 м;
- 15 м.
- С какой начальной скоростью надо бросить вертикально вниз мяч с высоты 1м, чтобы он подпрыгнул на высоту 6 м?
- 10 м/с;
- 5 м/с;
- 20 м/с;
- 1 м/с.
- Шарик массой 0,01 кг с высоты 1м скользит по поверхности и останавливается в точке 5. Сила трения действует на шарик только на участке между точками 4 и 5. В какой из указанных точек кинетическая энергия шарика максимальна?
- 2;
- 1, 3;
- 2, 4;
- 1, 5.
- Спортивный диск брошен вертикально вверх. Какой из графиков соответствует зависимости полной механической энергии от времени движения диска?
- 1;
- 2;
- 3;
- 4.
ВАРИАНТ 2
- Два шара движутся вдоль одной прямой в одинаковом направлении. Скорость первого шара 2 v, скорость второго v. Массы шаров соответственно m и 2m. Какой будет скорость шаров после абсолютно неупругого соударения?
- 3 v;
- 2/3 v;
- 3/4 v;
- 4/3 v.
- С какой скоростью бросили вертикально вверх камень, если он при этом поднялся на высоту 5 м?
- 10 м/с;
- 5 м/с;
- 2 м/с;
- 1 м/с.
- Тело брошено вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте его кинетическая энергия станет равной потенциальной энергии?
- 2 м;
- 2,5 м;
- 3 м;
- 4 м.
- На рисунке представлена траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту. В какой из четырех точек потенциальная энергия тела имеет минимальное значение?
- 1;
- 2;
- 3;
- 4.
- Футбольный мяч случайно уронили с балкона дома. Какой из графиков соответствует зависимости полной механической энергии от времени движения мяча?
- 1;
- 2;
- 3;
- 4.
III. Решение задачи, условие которой задано поэтическим отрывком
Литература:
А.П.Смирнов, О.В.Захаров «Физические задачи с лирическими условиями для развития интеллектуальных и эвристических способностей учеников старших классов средних школ, лицеев и колледжей. Издательство фирмы «Кругозор» Москва 1994 г
IV. Решение экспериментальной задачи
V. Решение задачи повышенной сложности
VI. Лист контроля
Межпредметные связи на уроке
условие задачи задано поэтическим отрывком. Именно на таких задачах, так похожих на жизненные ситуации, необходимо научить ученика, что «дано», что можно взять из таблиц, что существенно, чем можно пренебречь, с какой точностью способен он ответить на поставленный вопрос. В физике подобная операция носит название- создание физической модели.
Домашнее задание: задачи по теме «Превращение механической энергии во внутреннюю»
Некоторые итоги урока.
Учебный процесс был организован так, что все учащиеся были вовлечены в процесс познания. Были созданы комфортные условия обучения, такие, при которых ученики чувствовали свою интеллектуальную состоятельность, что сделало продуктивным сам процесс обучения. Качество знаний представлено на круговой диаграмме:

При оценке качества знаний на уроке использовались задания КИМов (2004-2005г)
Таким образом, учащиеся уже в 10 классе готовятся к ЕГЭ, который является государственным механизмом оценки качества знаний.
На уроке применялись интерактивные методы обучения, благодаря которым каждый ученик чувствовал свою успешность. Об этом говорят результаты сравнения оценок, полученных на уроке по данной теме с результатами первого полугодия:

Литература:
- Единый государственный экзамен: Физика: Тренировочные задания/Фадеева А.А.- М.: Просвещение, Эксмо,-2005.- 144 с
- Физика. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России 2004
- А.П.Смирнов, О.В.Захаров «Физические задачи с лирическими условиями для развития интеллектуальных и эвристических способностей учеников старших классов средних школ, лицеев и колледжей. Издательство фирмы «Кругозор» Москва 1994 г