Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории История

Место Имя Рейтинг
1 Ефимова Ирина Вилорьевна 7.1




библиотеки





Яндекс цитирования

Татаро-монгольское нашествие


Татаро-монгольское нашествие

Учитель истории
Гудим Наталия Андреевна
ст. Переясловская
Брюховецкого района
Краснодарского края
2008 год

Презентация к уроку (1.65мб)

Описание методической разработки

Данный урок относится к Ш разделу «От Руси к России», 1 урок темы: "Борьба Руси за независимость в ХIII в."

Актуальность урока – воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

Цели урока: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, патриотизм; познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; совершенствовать умения работы с картой, историческими документами.

На этом уроке учащиеся познакомились с нашествием Батыя на Русь и получили зада­ния на следующий, где будет дана характеристика монголо-татарского ига на Руси и вы­яснены последствия ига.

Специфика урока состоит в том, что на уроке используется компьютерная презен­тация, учащиеся работают на компьютере.

Данная форма проведения урока соответствует реальным учебным возможно­стям учащихся данного класса. В ходе учебного занятия все учащиеся продемонстрировали свои возможности, самостоятельно сделали выводы, рационально использовали время.

На уроке использовался большой объём информации, структура урока была рациональной, все этапы были между собой логически взаимосвязаны.

Главный акцент на уроке делался на изучении походов Батыя на Русь.

Учитель на уроке использовал различные методы и приёмы обучения: приём «мозговой атаки», метод ассоциаций, проблемный метод. Ученики самостоятельно работали с раздаточным материалом, по учебнику, в программе PAINT, использовали карту.

На уроке был применён дифференцированный подход: некоторые учащиеся получили опережающее задание - сообщения об исторических личностях, изучающихся на уроке, сильный ученик - сообщение о битве на Калке. Дифференцировался и объём за­дания, его содержание и степень помощи оказанной учащимся.

Учитель вместе с учащимися формулировал вывод. В ходе работы в группах учитель контролировал степень участия в работе каждого ученика

В ходе работы учащиеся пользовались учебником, печатным материалом, кар­той, компьютером.

Учащиеся работали в течение всего урока, это обеспечивалось большим объё­мом работы, дифференциацией заданий, интересным материалом.

На протяжении всего урока поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера, учитель являлся руководящим звеном хорошо отлаженного механизма, между преподавателем и учениками был демократический стиль общения. Время на уроке использовалось рационально.

Урок подготовлен и проведён на высоком методическом уровне с использованием новых информационных технологий.

 

Тема: Монголо-татарское нашествие на Русь.

Цели:

  • познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
  • совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.

Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал, текст документа, тест, персональный компьютер (7 шт.), мультимедийный  видеопроектор.

Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:

I. Постановка целей и задач.
II. Изучение нового материала.
1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.
2. Завоевания монголов. Битва на Калке.
3. Нашествия Батыя на Русь.
4. Причины поражений.
5. Патриотизм русских людей.
III. Закрепление изученного. Выполнение теста.
IV. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Постановка целей и задач. (На 1 слайде два высказывания:)

"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!.."
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  (Учитель зачитывает оба высказывания)

Эти два высказывания характеризуют Русь в ХIII веке. Почему произошла эта метаморфоза, что случилось на Руси?
Об этом пойдет речь из урока, тема которого «Монголо-татарское нашествие на Русь».
Цель урока: углубить свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» на основе историографии и решить проблему: почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

II. Изучение нового материала.

1. Образование державы Чингисхана. Военная доктрина монголо-татар и их завоевания.

Начнем наш урок с вопроса: Что мы знаем о монголо-татарах?

Задание 1. За 2 мин. составить перечень фактов, событий, опорных терминов, фраз по данному вопросу (письменно). Используя технологию критического мышления учащихся, на его первой стадии используется метод "мозговой атаки".

Задание 2. А сейчас вам будет предложен текст Л.Н.Гумилева "О рождении монгольской империи" (из книги "От Руси к России"). Прочитав текст, проведите его маркировку. Задание 2 выполняется учащимися в группе (2 человека). Маркировка текста "Рождение монгольской империи" из книги Л.Н.Гумилева "От Руси к России".  (Приложение 1)

Проверка задания:
В ходе проверки ученики критически оценивают свои знания, пополняют их и ставят перед собой задачи дальнейшего познания изучаемого вопроса.
1. В чем вы были правы? Или какие факты вами были названы правильно?
2. Какие вы сделали ошибки?
3. Какие сведения были для вас новыми?
4. Что в тексте вызвало у вас вопрос, непонимание, желание узнать больше?
5. Какими фактами, известными вам из других источников, вы бы дополнили предложенный текст?
6. Какой вывод можно сделать на основании анализа изучаемого вопроса?

Характеристика монголо-татар.(слайды 3) (рассказ учителя, дополнение учащихся)(Приложение 2)

Сообщение о Чингисхане.  (слайд 4) (Приложение 3)

Вызывает вопрос происхождение термина «монголо-татары».
Татарами издавна называли всех пришельцев из Монголии. Спасаясь от нашествия, половцы отправились на Русь и в Европу, разнося повсюду весть о страшном народе, появившемся с востока. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов.Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что Чингисхан и его полководцы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».

Вывод: монголо-татары к концу ХII века находились на стадии разложения первобытно-общинного строя, возникновение и развитие государственности носило военизированный характер. В начале ХII века главной задачей было провозглашено завоевание мирового господства.

2. Завоевание монголов. Битва на Калке.

2.1. Характеристика монгольского войска. (слайд 5)
2.2. Причины завоевательных походов. ( учащиеся называют причины, запись на доске, в тетради.)
2.3. Завоевание монголов (слайд 6) (Приложение 4)
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
2.4. Битва на Калке. (слайды 7)       (Приложение 5)

Как вы думаете возможен ли был иной исход битвы на Калке?
Какое значение имело поражение в этой битве? 

Раздел империи на улусы (запись на доске)
Джучи Чагатай Угэдэй Толуй Батый

Показ на карте территорий Монголии – от Китая до Средней Азии и Закавказья. (карта на доске)

3. Нашествие  Батыя на Русь.    

Учащиеся получают карту-заготовку. Они должны в течение 5 мин. заполнить её. (компьютер, учебник, карта). Пуск, Программы, Paint, Правка, Вставить, текст. 1 поход цифра «1», второй поход цифра «2». Какие княжества подверглись нападению монголо-татар?  (Приложение 6)(слайды 8-11)

imageРешить проблемный вопрос: почему один город монголо-татары подвергали разрушению и сожжению, а к другим относились благосклонно, порою обходя их?

1235 г. на курултае в Карокуме, который проходил под руководством великого хана Угэдэя, было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска (все улусы Монгольской империи должны выделить по одному воину из каждого десятка) встанет Батый, внук Чингисхана, главный военачальником войска будет Субэдэй.

Численность войска Батыя составляла около 200 тыс., против Руси выступало до 130 тыс.  Русские войска: боеспособная часть войска дружина – Рязань – 3-7 тыс., Владимиро-Суздальское княжество – 20-25 тыс., Новгород – 7-10 тыс. В 1236 г. была занята Волжская Булгария.

Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам.
Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Князь Юрий Игоревич послал за помощью во Владимир и Чернигов и получили отказ.
Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение.
На реке Воронеж рязанцы потерпели поражение, погиб и князь Юрий.
21 декабря после пятидневной осады пала Рязань. Были разграблены Пронск и другие города.
Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?Почему монголы назвали Козельск злым городом?

2 поход монголо-татар (слайд 12)

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).
Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.
В 1241 г. Батый прошёл по землям Венгрии, Польши, Чехии, в следующем по Хорватии и Далмации. Татары разбили венгерское и объединённое немецко-польское рыцарские войска. Однако в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад.
Почему? (ослабление войска, смерть хана Угэдэя).

А. С. Пушкин писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной  и издыхающей Россией». Объясните слова поэта.

4. Причины поражения русских войск. (слайд 13)

  • невозможность сопротивления монголо-татарам в связи с их воинской организацией (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
  • разобщённость русских войск и сил;
  • умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Работа с картой.

Покажите территорию Золотой Орды.
Какие территории вошли в состав Золотой Орды? (земли волжских булгар, половецкие степи, Крым, Приуралье, Западная Сибирь, Хорезм и др).
Назовите столицу.   (Сарай.)
Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость.

 5. Патриотизм русских людей. (Евпраксия Рязанская, Евпатий Коловрат) – сообщения учащихся.

III. Закрепление изученного. Выполнение теста.  (Приложение 7)

 Работа с персональными компьютерами.
Подведение итогов.

Учитель: Монголо-татарское нашествие  продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Задание: Перед вами несколько рисунков. Назовем их условно "Бурелом", "Цунами", "Пожарище". (слайд 14) Посмотрите внимательно и выберите тот рисунок, который в вашем представлении наиболее полно ассоциируется с последствиями монголо-татарское нашествие. Анализируя выбранную ассоциацию, подберите к ней известные вам исторические факты, которые бы лучшим образом раскрыли сущность ассоциации как последствия монголо-татарского разгрома. Заполните "двойной дневник" по схеме: 1) Ассоциация и ассоциативные связи. 2) Факты, раскрывающие сущность ассоциации. Например, заполнение 1-й графы: ассоциация "Бурелом", ассоциативные связи: поваленные деревья; устоявшие деревья; сломанные большие и малые деревья; молодые деревца, кусты и т.д.

Пример заполнения 2-й графы: разорены города Рязань, Владимир, Торжок; сохранившиеся в целостности города Новгород, Смоленск; погибло много людей (стариков, женщин, детей); возрождающиеся города и села.

Вывод: Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Сразу после ухода монголо-татарских войск люди возвращались на родные пепелища и восстанавливали жилье. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить.

Учитель: Монголо-татарское нашествие завершилось установлением владычества, сущность которого можно определить следующими понятиями и суждениями:

Запись в тетрадях. Данная запись на этом уроке не рассматривается. Она служит основой для работы на следующем уроке. Содержание монголо-татарского владычества: номинальная (только называющаяся) независимость русских княжеств; княжение по ярлыку; контроль баскаков за деятельностью князей; выплата дани Золотой Орде; террор как метод управления.

IV. Домашнее задание. (слайд 15) Завершить подготовку к уроку-семинару, ответив на вопрос: "Как рассматривается содержание монголо-татарского ига в русской и советской историографии (на примере точек зрения  С.М.Соловьева, В.В.Каргалова. Л.Н.Гумилева)?", сообщение об Александре Невском, учебник с. 123-129; ответить на вопросы.

http://www.rusedu.info/

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы