Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории




библиотеки





Яндекс цитирования

Модифицированная программа уроков математики и швейного дела


Модифицированная программа уроков математики и швейного дела

Авторы:

Собина Татьяна Владимировна
учитель математики высшей категории


Якушева Наталья Евгеньевна
учитель трудового обучения высшей категории

г. Губкин
2008 год

Пояснительная записка.

Многолетняя работа во вспомогательной школе показала, что при реализации общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов, особенно с трудом.

На уроках математики, так же как и на уроках труда, развивается пространственная ориентировка. Учащиеся учатся показывать и называть верх, низ, левую и правую стороны, середину листа бумаги (детали), правильно размещать на листе бумаги аппликации,  геометрические фигуры (выкройки изделий на ткани) и т.д. При работе с бумагой они учатся производить разметку по шаблону, линейке, закрепляя знания мер длины и совершенствуя навыки измерений.

Анализ оценки математических умений и навыков учащихся показал,  что «слабые» учащиеся по труду не усваивают также и программу своего класса по математике. Таким образом, между оценкой успеваемости по труду и математике наблюдается большое соответствие по сравнению с обучением языку. Это и понятно, так как на уроках математики предъявляются более чёткие требования к усвоению учетного материала и, кроме того, математические умения по своему характеру ближе к трудовым.
Ученики испытывают трудности при построении чертежей на уроках швейного и слесарного дела, при измерении по чертежу, затрудняются делить числа, полученные при измерении на целое число, делить отрезки на равные части и т.п. Это подталкивает к выводу, что умственно отсталые школьники не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных учебных предметах. Задача учителя любого предмета, в том числе и математики, - показать, что знания, полученные по одному какому – либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть на них широко использованы. Это можно достичь, постоянно используя на уроках математики знания учащихся по слесарному и швейному делу. При этом основное внимание надо уделять формированию у учащихся важнейших в практическом отношении умений и навыков:(разметки, вычислений, техники счета, измерении, составлении чертежей, определения масштаба, расстояния и т.д.), доведению до автоматизации навыков устных и письменных вычислений в пределах, необходимых для выполнения их будущих производственных обязанностей, расширению кругозора учащихся, улучшению подготовки к жизни за счет сообщения учащимся сведений, фактов, численных данных, имеющих отношение к жизненной повседневной практике (бытовой труд в семье, работа на садовых участках и т.д.). Тогда учащиеся получают не разобщённые знания по отдельным предметам, а систему знаний и навыков.

Учитывая то, что из программы вспомогательных школ исключен предмет – черчение, которое связывало уроки геометрии с уроками швейного и слесарного дела, возникла необходимость более тесного контакта в работе учителей математики и трудового обучения.
После проведения ряда психологических тестов с учащимися мы разработали свою программу интегрированного обучения. (Пример теста приводится ниже). За основу берётся урок математики (геометрии), на котором весь устный счет, практические работы включают термины, обозначения, наглядность из уроков швейного дела.

Что это даёт?

  • помогает установить взаимосвязь между знаниями, полученными на уроках математики, геометрии и швейного дела.
  • доказывает, что знания, полученные по одному предмету, обогащают, дополняют и даже необходимы для другого предмета.
  • развивает логическое и образное мышление.
  • уроки приобретают практическую направленность и профориентацию.

Данная программа составлена на основе программ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по математике и швейному  делу допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией  В. В. Воронковой.

Тест учащимся для выяснения взаимосвязи математики и трудового обучения

  1. Для чего необходимо уметь делить отрезок на равные части:
    • а) для построения прямоугольника
    • б) для построения выкройки
    • в) для построения квадрата
  2. Изучение положения прямых (наклонного, вертикального, горизонтального)  необходимо:
    • а) для уроков труда
    • б) для уроков географии
    • в) для уроков биологии
    • г) для уроков рисования.
  3. Как правильно и быстро построить чертёж:
    • а) построить самому
    • б) обвести по шаблону
    • в) срисовать у соседа
  4. Чтобы подсчитать длину тесьмы для отделки прямоугольного кармана по всему контуру необходимо знать:
    • а) длину  кармана
    • б) периметр кармана
    • в) ширину кармана
  5. Масштаб 1:5
    • а) увеличивает в 5 раз
    • б) уменьшает в 5 раз
    • в) не изменяет
  6. Отрезок имеет длину:
    • а) 2 см
    • б) 1 см 8 мм                                               
    • в) 2 см 2 мм
  7. Линия груди это:
    • а) вертикальная линия
    • б) горизонтальная линия
    • в) наклонная линия
  8. Мерка От записывается:
    • а) в половинном размере
    • б) полностью

Тематическое планирование

(Мы считаем, что такие занятия достаточно проводить 1 раз в четверть, начиная с 5-го класса).    

Класс

Четверть

Тема по швейному делу

Тема по математике
( геометрии)

Основная цель урока

5

I

Линии, углы, отрезки на чертежах

 Линия,  отрезок

Сформировать понятие о линии, отрезке, угле; об основных и вспомогательных линиях на чертежах. Сформировать у учащихся  важное новое понятие «между»

II 

Построение чертежа салфетки

Построение квадрата.

 Научить учащихся построению квадрата методом построения пересекающихся прямых с использованием  угольника

III 

Обозначение чертежей на уроках швейного дела

Обозначение квадрата и прямоугольника латинскими буквами

Научить учащихся обозначать чертёж латинскими буквами и русскими буквами

IV 

Расположение простейших деталей выкройки на ткани

Взаимное положение геометрических фигур на плоскости

Научить учащихся правильно располагать детали выкройки на ткани

6

Снятие мерок. Горизонтальные и вертикальные мерки

Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное.
Уровень,отвес.

Довести до полного понимания каждым учеником понятий о положении в пространстве линий

 II

Построение сетки чертежа ночной сорочки в масштабе. Работа с простейшими шаблонами

Взаимное положение прямых на плоскости. Вы-
сота прямоугольника.  Масштаб.

Повторить способы построения прямоугольника и научить работе с простейшими шаблонами

III 

Расчет длины тесьмы для обработки прямоугольных деталей

Нахождение периметра многоугольника

Закрепить понятие «периметр» и научить учащихся рассчитывать длину отделки

IV 

Расчет расхода ткани на фартук с нагрудником

Решение текстовых задач с применением мер длины

Научить учащихся делать расчет расхода ткани для пошива фартука

7

Деление   угла 90 пополам

Виды углов.Построение углов

Научить учащихся делить угол пополам разными способами

II 

Расчет расхода ткани на юбку «солнце» и «полусолнце» при разной ширине ткани

Решение текстовых задач с использованием мер длины

Научить учащихся делать расчет расхода ткани при изготовлении  клешевых юбок

III 

Моделирование выреза горловины

Построение отрезков, симметричных данным относительно оси симметрии

Закрепить навыки построения отрезков, симметричных данным относительно оси симметрии

IV

Расчет расхода ткани на прямую юбку при разной ширине ткани

Решение текстовых задач с использованием мер длины

Довести до автоматизма навыки расчета расхода ткани при изготовлении прямой юбки

8

Вычерчивание линий пройм переда и спинки платья

Деление отрезка на две и три равных части

Закрепить навыки деления отрезка на равные части

II 

Расчет расхода ткани для пошива прямой блузки без рукавов и воротника

Решение текстовых задач с использованием мер длины
Площадь прямоугольника.

Выполнить расчет расхода ткани на блузку по своим меркам при разной ширине ткани

III 

Построение чертежа рукава

Длина окружности, сектор, сегмент.

Сформировать у учащихся понятие о вогнутых и выпуклых линиях

IV 

Расчет расхода ткани для пошива цельнокроеного платья

Решение текстовых задач с использованием мер длины. Площадь прямоугольника.

Научить учащихся правильно рассчитывать расход ткани на изготовление изделия

9

Расчет расхода ткани на брюки

Решение текстовых задач с использованием мер длины

Закрепить навыки учащихся выполнять расчет расхода ткани  для пошива брюк.

II 

Норма времени, норма выработки

Решение текстовых задач с использованием  понятия времени

Познакомить учащихся с определениями понятий: норма времени и норма выработки.

III 

Построение чертежей деталей отделки нарядного женского платья

Линия в круге. Сектор, сегмент.
Геометрические тела: конус. Развёртка цилиндра.

Научить учащихся строить чертеж волана и жабо

IV 

Себестоимость изделий (брюк, юбки, платья)

Решение текстовых задач с использованием экономических понятий

Сформировать у учащихся понятие о себестоимости продукции.

Используемая литература

  1. Варенова Т.В. О решении задач с производственным содержанием во вспомогательной школе. Дефектология,1988, №4.
  2. Гринько Л.А. Практическая направленность уроков математики во вспомогательной школе.  - Дефектология, 1990, №2

По материалам:  http://www.rusedu.info/

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы