Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Музыка

Место Имя Рейтинг
1 слоник 10.1




библиотеки





Яндекс цитирования

Сценарий открытого урока по музыке "Музыка + Математика"


Сценарий открытого урока по музыке "Музыка + Математика"

Материал прислала: Сульдимирова Светлана Евгеньевна -

учитель начальных классов и музыки

в начальной школе 7 г. Корсакова, Сахалинской области.

Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой.

Задачи:

  • - определить взаимосвязь музыки и математики;
  • - способствовать формированию нового взгляда на мир;
  • - формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
  • - развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.
  • - воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.

                                                                          Идёт о математике молва,

Будто она в порядок ум приводит.

                                                                                            Так может быть, поэтому она

                                                                                    Так сильно уважаема в народе.

Ход урока.

На доске отрывок из стихотворения неизвестного автора, название темы урока " Музыка и математика"", звучит отрывок песни в исполнении В. Высоцкого " Миллион"

Все должны до одного

Числа знать до цифры пять, -

Ну, хотя бы для того,

Чтоб отметки различать.

 

Хорошо смотреть вперед!

Но сначала нужно знать

Правильный начальный счет:

Раз, два, три, четыре, пять...

 

До мильона далеко,

Но сначала нужно знать

То, что просто и легко -

Раз, два, три, четыре, пять.

- Здравствуйте, ребята!

-Все вы, наверняка, уже знаете, что наша школа, в течение  этой недели будет работать в необычном режиме, а именно: все пять рабочих дней, мы посвятим великой науке - математике. В школе пройдут занимательные уроки, конкурсы математических газет, олимпиады, тестирования и в завершении всего - большой математический праздник.

-Поэтому, сегодня, на уроке музыки, мы тоже постараемся не отходить от общей, математической темы. Наше занятие мы начали с песни про числа, цифры и математику, потому что тема сегодняшнего урока: " Музыка + математика"

-Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать, такие, совершенно разные, человеческие культуры? Сегодня, на нашем необычном уроке, я предлагаю вам найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует. Для этого лишь нужно задуматься, вспомнить, понять, послушать, а самое главное, захотеть каждому ответить на этот вопрос. Ну, как, подходит ли вам моя идея?

-Готовясь к такому необычному уроку, подбирая информацию и интересные факты по этому вопросу, я узнала, что оказывается, люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось ее доказать.

Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики.

Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит мы будем не только размышлять и доказывать, но и петь, слушать , играть, то есть делать все то, что и на обычных уроках. Поэтому нам необходимо подготовиться.

( далее следует обычный набор упражнений, для подготовки к пению:

- попевки, распевание слогов;

- упражнения с речевым аппаратом;

-работа над дыханием.)

На своих занятиях, я часто использую элементы народного творчества - потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки.

Одно из упражнений на дыхание, которое очень нравиться детям, называется " Семь Егорок". Взяв хорошее, опорное дыхание, ребенок считает "Егорок, проговаривая вслух : "Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д пока не закончиться вдох. При подготовке к пению, в этот раз, я акцентировала внимание детей на работе с речевым аппаратом и дыханием. Поэтому, когда мы перешли к скороговоркам, дети сразу предложили "посчитать Егорок"

-Ребята, а для чего мы используем на наших уроках считалку про Егорок? ( Ответы детей сводятся к тому, что это упражнение тренирует дыхание, развивает речевой аппарат, так как считать нужно быстро, четко проговаривая все звуки на одном дыхании.)

После того, как несколько детей посостязались в умении "Считать Егорок", учитель обращает внимание на то, что в этой считалке перечисляется натуральный числовой ряд, а ритм, присутствующий в ней, способствует их запоминанию. )

 

Поэтому, выполняя это упражнение, мы так же тренируем память, повторяем последовательность чисел. А так же, как и многие другие детские стихотворения, считалки можно положить на музыку и тогда они превращаются в песенки.

Итак, мы можем утверждать, что нашли первую ниточку, связывающую музыку и математику.

А теперь, время слушания музыки. Настройтесь, сядьте поудобней, вслушайтесь, возможно, вам оно покажется знакомым. (Д. Кабалевский "Клоуны"

- Какие чувства, настроения выражены в этом произведении? ( ответы детей)

-Эту музыку написал Д. Кабалевского, называется она "Клоуны"?

- Как вы думаете, почему? ( потому, что слышится две темы, два характера. Когда в музыке изображён весёлый клоун хочется улыбаться, а когда грустный - хмуриться.)

-А в музыке называется противоположное звучание? ( мажор - минор)

-Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Посмотрите на доску, (на доске таблицы: мажор, нечетное, минор, весело, плюс - минус, прямая, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, кривая, грустно, печально, четное, жалобно, уныло, горестно, сложение, вычитание, тоскливо, плачевно, темно). давайте разберем, что относится к мажору, а что - к минору., разбить слова на два столбика.

(К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй - для минора.) Обсуждение выбора учащихся у доски.

- Ребята, что вы заметили? ( есть лишние слова)

- Имеют ли связь между собой характеристики, отобранные для мажора и минора? ( Подвести детей к понятию противоположности)

- Вы четко увидели, что в музыке, есть яркие противоположности, а слова, которые нам не подошли, используются в математике. И они тоже противоположны!

-Вывод : И в музыке, и в математике мы встречаемся с противоположностями!

А теперь, время игры! Музыкальная викторина! Вы отвечаете на вопросы, связанные с музыкой, а я с помощью математики, считаю верные ответы! Можно сделать три ошибки, так как в итоги викторины необходимо дать не меньше семи правильных ответов.

  • Назовите имя известного эстрадного певца, у которого необычайно широким диапазон голоса? (Витас)
  • Расстояние между двумя звуками - нотами? (интервал)
  • Имя крестьянина, которого воспел в своей опере М. Глинка? (Иван)
  • Музыкальный жанр, служащий для синхронного, четкого, движения большого числа людей? (марш)
  • Австрийский композитор, получивший в XVIII веке звание чудо-ребенок? (Моцарт)
  • Как музыканты называют пять линеек, на которых пишутся ноты? (Нотный стан)
  • Как называется большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? (оркестр)
  • Как называется опера М. Глинки, написанная на мотив сказки А. Пушкина? (Руслан и Людмила)
  • Как называется коллектив певцов, руководимый дирижером? (Хор)
  • Музыкальные буквы?
  • Почему, в условиях викторины необходимо назвать не меньше семи ответов?

(Подведение итогов)

Ответом на последний вопрос служит количество нот - до, ре , ми, фа, соль, ля, си. (на доске открываются нотный стан и семь нот)

-Как вы думаете, почему нот, имеющих точное название именно семь?

- Вспомните, где и когда мы в жизни встречаемся с числом семь? ( Неделя, семь_ я, цвета радуги, Семеро одного не ждут, Семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов, Семеро козлят, Семь пядей во лбу и т.д. )

- Число семь - является очень важным для русских людей, оно несет в себе мистическую напрвленность, об этом вы по-подробнее поговорите на других уроках.

А сейчас мы опять видим, что математика присутствует везде, и в музыке тоже.

-Вы хорошо отвечали на вопосы, поэтому для вас Сюрприз- музыкальная сказка "Волк и семеро козлят". ( 9 минут)

К сожалению, наш урок подходит к концу, но у нас еще есть время, что бы определить еще одну музыкально - математическую связь.

- Чтобы записать слова - мы используем буквы, числа - цифры, а музыку - ноты.

Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).

Сопоставление целого числа и целой длительности. ( наглядно показываем, как целое делят на части, например иллюстрация - торт

математика

Музыка

( длительность нот)

Целое число (торт)

Целая нота

Делим на пополам (половина торта)

Половина целой ноты - половинная

Делим торт на четыре части (получаем одну четвертую)

Делим целую ноту на 4 части – ( четвертная)

На восемь ( одна восьмая)

На восемь ( восьмая, восьмушка)

На шестнадцать ( одна шестнадцатая)

На шестнадцать ( Шестнадцатая)

-Итак, мы видим, ноты записываются с помощью знаков, а их протяженность определяется длительностями, математическим счетом.

- Ребята, конечно же, мы могла найти еще много доказательств взаимодействия музыки и математики. Я, надеюсь, что каждый из вас, теперь с уверенностью, может об этом заявить и отстоять свою точку зрения!

 

10
Ваша оценка: None Средняя оценка: 10 (1 vote)

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы