Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Общая педагогика

Место Имя Рейтинг
1 urikor 8.1
2 n.vladimov 7.1




библиотеки





Яндекс цитирования

Справочник старшеклассника.


Лебедева В.А. Лутугинская СШ №1

Справочник старшеклассника

Учись слушать       

1. Приведи в порядок рабочее место - пусть ничто не отвлекает внимание.

2. Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.

3. Вникни в формулировку темы лекции.

4. Осознай поставленную цель.

5. Изучи план лекции. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе — таким образом, учитель выделяет главные, существенные мысли.

7. Старайся представить услышанное.

8. Сопоставляй услышанное с уже имеющи­мися знаниями.

9. Выдели в лекции основные мысли, поло­жения, объедини их вокруг темы лекции.

Учись вести записи с голоса

1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.

2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. Не старайся записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), отбрасывай второстепен­ные слова, те, без которых не теряется главный смысл.

4. Сокращай слова, некоторые из них обозна­чай значками. После сокращений оставляй ме­сто, чтобы закончить запись дома.

5. Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).

6. Если в лекции встречаются непонятные места — оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.

7. Используй общие правила написания кон­спекта (соблюдай отступы, делай выделения и т. д.).

8. В ближайшие дни обработай текст конспек­та: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т. д.

Правила записи теиста

1. Запись должна быть компактной, убори­стой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста — это улучшает его обозреваемость.

2. В тексте  необходимо применять выделе­ния и разграничения:

подчеркивание и отчеркивание (для выделе­ния заголовков и подзаголовков, выводов, от­деления одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать черни­лами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом (при этом только не следует превращать текст в пест­рые картинки);

отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);

нумерацию;

выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).

Со временем у вас выработается своя систе­ма выделений.

3. При записи текста необходимо пользовать­ся сокращениями.

Как делать выписки

Выписать — найдя в источнике нужную мысль, списать ее, записать.

1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.

2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.

3. Стремись к краткости записи.

4. Отделяй одну мысль от другой.

5. Закончив работу, выпиши все данные источ­ника.

Как составить конспект

Конспект — краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схема­тический.

Основные требования к написанию конспекта:

системность и логичность изложения мате­риала,

краткость,

убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования

1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь пере­чень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

3. Вторичное чтение сочетай с записью основ­ных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся пра­вилами записи текста.

4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.

План-конспект

Это сжатый в форме плана пересказ прочи­танного или услышанного.

Характеристика конспекта: краток, прост, бы­стро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памя­ти содержание материала.

Этапы работы

1. Составь план прочитанного текста или вос­пользуйся готовым.

2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.

3. Сформулируй и запиши вывод.

Текстуальный (цитатный) конспект

Это конспект, созданный из отрывков подлин­ника — цитат.

Характеристика конспекта: строится из выска­зываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Од­нако он не способствует активной мыслитель­ной работе, как правило, служит только иллю­страцией к изучаемой теме.

Этапы работы

1. Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.

2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

1) .... (цитата);

.... (цитата);

.... (вывод).

2) основные вопросы; доказательства (цита­ты); выводы.

3. Прочти написанный текст, сверь его с ори­гиналом.

4. Сделай общий вывод.

Свободный конспект

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серь­езных усилий при составлении; в высшей сте­пени способствует усвоению материала, тре­бует умения активного использования всех ти­пов записей: планов, тезисов, выписок.

 

Этапы работы

1. Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.

2. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.

3. Используя подготовленный материал, сфор­мулируй основные положения по теме.

Тематический конспект

Это  конспект  ответа  на  поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.

Характеристика конспекта: он может быть об­зорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же во­прос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом. Этапы работы

1. Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.

2. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.

3. Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложи осознанный материал.

Как составить тезисы

Тезис — положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.

2. Разбей текст на смысловые блоки (с по­мощью плана или отчеркиванием).

3. Определи главную мысль каждой части (можно подчеркиванием).

4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую форму­лировку в тексте.

5. Тезисы пронумеруй — это позволит со­хранить логику авторских суждений.

6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого — это облегчит последующую ра­боту с ними.

Как подготовить реферат  

Реферат      краткое   изложение   содержания книги, статьи и т. п.

1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.

2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.

3. Составь план реферата.

4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключение которого обя­зательно вырази свое отношение к излагае­мой теме и ее содержанию.

5. Прочитай текст и отредактируй его.

6. Правильно оформи реферат (на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широ­кие поля, не пользуйся сокращениями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии).

Правила запоминания

1. Сосредоточься, отвлекись от других мыс­лей, нацелься на запоминание.

2. Старайся понять основной смысл излагае­мого материала, иначе будет действовать ме­ханическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

3. Удели особое внимание структуре мате­риала, уясни, чем вызвана такая, последователь­ность его изложения.

4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.

5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.

6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.

7. Воспроизведи весь материал по плану.

Учись правильно выражать свои мысли

1. Чтобы научиться грамотно, говорить, надо научиться читать и слушать.

2. Читая, не только вникай в смысл написан­ного, но и постарайся увидеть, услышать, по­нять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.

3. Накоплению активного запаса слов помо­жет специальная, работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоми­нании и произнесении, подбирай к словам анто­нимы и синонимы, изучай слова, употребляе­мые в переносном смысле.

4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построе­ния.

5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встре­чались слова-паразиты, не допускай ненужных повторов — это обедняет речь.

6. Следи за построением предложений, из­бегай особенно сложных конструкций.

7. Ежедневно читай вслух по 15—20 мин, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

Учись работать над понятием

Понятие — логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий

1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий это­го рода.

3. Приведи пример, конкретизирующий дан­ное понятие, найди область его применения.

4. Попробуй связать его с другими понятия­ми данного предмета и смежных с ним дис­циплин.

5. Употребляя данное понятие, составь не­большой рассказ.

Общий план изучения явления

Явление — то, в чем сказывается, обнаруживает­ся сущность, а также вообще всякое проявле­ние чего-либо.

1. Внешние признаки явления.

2. Условия, при которых оно обнаружива­ется.

3. Сущность явления и механизм протекания.

4. Связь с другими явлениями.

5. Количественная характеристика (может и не быть).

6. Использование в практике.

Учись разъяснять теорию

Теория — учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и от­ражающих закономерности природы, общества, мышления.

1. Выяви, какие факты, наблюдения послужи­ли основанием для формулирования теории.

2. Назови основные понятия, положения тео­рии.

3. Определи круг явлений, объясняемых дан­ной теорией.

4. Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказатель­ством правильности теории.

5. Назови области практического применения данной теории.

Перечень основных теорий, изучаемых в раз­деле «Общая биология»: теория возникновения жизни (А. И. Опарин, Д. Ж. Холдейн и др.), клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, К. Бэр, Р. Вирхов), теория эволюции (Ч. Дар­вин), теория естественного отбора (Ч. Дарвин), хромосомная теория наследственности (Т. Мор­ган), теория антропогенеза (Ф. Энгельс).

Научись разъяснять закон

Закон — связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности.

1. Выяви, между какими явлениями или вели­чинами устанавливает связь данный закон.

2. Опиши пути открытия закона.

3. Приведи формулировку закона.

4. Попытайся записать его в символической форме или через математическое выражение.

5. Приведи доказательства в пользу существо­вания закона.

6. Назови области практического применения данного закона.

Перечень основных законов, изучаемых в раз­деле «Общая биология»: закон эволюционного развития (Ч. Дарвин), биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель, А. Н. Северцев), закон передачи признаков в ряду поколений (Г. Мен­дель), закон зародышевого сходства (К. Бэр), закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов), закон генетиче­ского равновесия в популяциях (Г. Харди, В. Вайнберг), закон биогенной миграции атомов (В. И. Вернадский).

Учись проводить сравнение

Сравнить — поставив   рядом,   сопоставить   для установления сходства и различия.

Порядок сравнения

1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что та­кое?

2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3. Выдели существенные признаки каждого предмета.

4. Сопоставь оба или несколько сравнивае­мых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины сходства и раз­личия.

Учись проводить анализ      \

Анализ — процедура мыслительного и реально­го расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, призна­ков, свойств.

Порядок анализа

1. Мысленно расчлени объект, предмет, явле­ние на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

2. Постарайся обнаружить в выделенных бло­ках характерные особенности, детали изучаемо­го предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Учись проводить синтез

Синтез      мысленное   соединение   отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

2. Для ответа на этот вопрос проведи под­робный анализ изучаемых явлений.

3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные све­дения.

Учись проводить обобщение

Обобщение — мыслительный процесс, который приводит  к  нахождению  общего   в   заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения

1. Найди  наиболее  важные моменты  в   рас­сматриваемых фактах или явлениях.

2. Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

План проведения эксперимента и наблюдения

Эксперимент      научный   опыт,   попытка   сде­лать, предпринять что-либо.

I. Сформулируй цель проведения экспери­мента (наблюдения).

1. Сделай предположение о возможных ре­зультатах, сформулируй гипотезу.

2. Выясни связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже изученными объек­тами.

II. Спланируй проведение эксперимента (на­блюдения).

1. Выясни, какие условия, материалы необ­ходимы для этого.

2. Составь мысленно схему его проведения.

3. Выбери самый оптимальный способ фик­сирования результатов.

III. Проведи эксперимент,   (наблюдение).

1. Последовательно осуществи все этапы экс­перимента.

2. Проведи необходимые измерения, зари­совки, запиши результаты.

3. Проверь точность полученных результатов.

IV. Обработай полученные результаты.

1. Сравни полученный результат с выдви­нутой ранее гипотезой.

2. Сформулируй вывод.

3. Объясни, что доказывает данный экспе­римент, свяжи его с изученными явлениями, теориями, законами.

Учись правильно наблюдать  

1. Осмысли цель наблюдения.

2. Уточни предмет наблюдения.

3. Разработай план наблюдения.

4. Определи форму записи наблюдаемых яв­лений (в процессе наблюдения или сразу после его окончания).

5. Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективности.

6. При описании наблюдаемых явлений об­рати внимание на то, как они протекали во вре­мени и при каких условиях.

7: Помни, что цель описания явлений — вы­явить наиболее точно и полно их признаки.

8. При описании результатов наблюдений об­рати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее из­вестным.

9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически (в виде ри­сунков, схем).

8
Ваша оценка: None Средняя оценка: 8 (1 vote)

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы