Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории ОБЖ

Место Имя Рейтинг
1 sportgrad 9.3
2 urikor 8.7




библиотеки





Яндекс цитирования

Чрезвычайные ситуации, угрожающие безопасности гражданина.


Кордык Н.И. Лутугинская СШ №1

Тема:

Чрезвычайные ситуации, угрожающие безопасности гражданина.

Цель:

Сформировать понятия:

-           О правоохранительных органах;

-           Навыков и умений поведения в криминогенной ситуации;

-           Об уголовном кодексе Украины;

-           «прав» и «свободы» человека.

 

Права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность.

 

Что такое «права» и «свободы» человека?

Права человека — это охраняемая, обеспечиваемая государством через законы, возможность человека осуществлять действия, кото­рые соответствуют природе человека и разрешены законом. Свобода человека — это отсутствие ограничений, стеснений в поступках, деятельности человека. Она нужна человеку, но не всегда допускается властью, государством, законом.

От нас всех требуется элементарное знание тех правил поведения, законов, которые существуют в обществе, государстве, так как  это поможет избежать личных неприятностей и укрепить закон­ность в стране.

Конституция (лат. constituio установление, построение) — основной закон государства, определяющий основы политической, экономической, правовой системы страны.

На протяжении истории Украины было несколько Конституций. Первой Конституцией была Конституция Филиппа Орлика, написанная им в 1710 году. Последняя, действующая и в настоящее время Конституция независимого государства Украина была принята 28 июня 1996 года. На основании Конституции создаются другие законы, касающиеся жизни общества.

В 1945 году по инициативе СССР, США, Англии, Франции и других стран была создана Организация Объединенных Наций — Международная организация, целью которой является предупреж­дение войн и защита прав человека во всем мире.

Важным документом ООН является Всеобщая декларация прав  человека, принятая 10 декабря 1948 года. (Лат. declaratio — заявление, объявление, провозглашение.) В этом документе даны реко­мендации всем странам по правам и свободам человека, которые могут быть внесены в конституцию любой страны.

26 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята конвенция о правах ребенка. (Лат. conventio — договор, соглашение.) Конвенция провозгласила, что ребенком является каждое человеческое существо в возрасте до 18 лет.

Все эти документы были использованы при создании Конститу­ции Украины. 16 июля 1990 года в Украине был принят важный документ Декларация о государственном суверенитете. Суверенитет — неприкосновенность территории Украины, власть народа, равенство граждан, гарантия их прав и свобод, разделение власти на закон дательную, исполнительную, судебную.

Декларация независимости стала основой для принятия новой. Конституции Украины. 24 августа 1991 года Украина была провозглашена независимым демократическим государством, что подтвердил референдум (всенародное обсуждение) 1 декабря 1991 года. Комиссия по составлению новой Конституции работала 6 лет, после чего Конституции был опубликован в печати для обсуждения. 28 июня 1996 года Верховная Рада приняла Конституцию Украины. Она состоит из преамбулы (вступления), 15 разделов и 161 статьи.

Ядром Конституции является раздел II и статья 3 раздела I, человек провозглашается наивысшей социальной ценностью в государстве. Раздел II в Конституции специально рассматривает права и свободы, обязанности граждан Украины. 48 статей посвящено этому вопросу.

В разделе II Конституции Украины определены виды прав:

-            физические — необходимые для физического существования человека, удовлетворения его биологических и материальных потребностей (право на жизнь, выбор места жительства, медицинское обслуживание, соответствующий уровень материального обеспечения);

-             личные — право на честь и достоинство, свободу совести, убеждений, сохранение своей индивидуальности;

-             культурные — право на обучение, образование, доступ к духовным ценностям, обучение на родном языке, пользование достижениями культуры, искусства;

-             экономические — право на собственность, приобретение профессии, труд, справедливую оплату труда, отдых, досуг;

-             политические — право на гражданство, участие в государственной и общественной жизни, избирать и быть избранным, право на государственную защиту от нарушения прав человека.

 

 

 XX век вошел в историю человечества как век вопиющего нарушения прав человека. Свидетельством тому являются две мировые войны, унесшие около 60 млн жизней, малые войны, которые,  как и мировые, оставили после себя выжженные города, горы трупов, страдания и сиротство детей. Массовые репрессии, выселение народов также привели к вымиранию целых народов, сокращению рождаемости.

В мире существует рабство, насилие, преследование по нацио­нальным, религиозным, политическим признакам, попираются права не только взрослых, но и детей. Все эти нарушения являются пре­ступлением против человечества и человека.

Преступление — действие или бездействие, представляющее опас­ность для государства, общества, личности (Вторая мировая война). В мире есть страны, где нарушаются права национальных мень­шинств (например, нарушаются права русскоязычного населения в Прибалтике, Чечне). Дискриминация (ограничение в правах на­циональных меньшинств) проводится под разными предлогами, что противоречит Всеобщей декларации прав человека.

Кроме нарушений, от которых страдают целые народы, есть на­рушения, которые касаются каждого конкретного человека. Отсут­ствие заботы со стороны родителей толкает детей на бродяжниче­ство, попрошайничество, воровство; мизерная государственная пенсия обрекает стариков на нищету; безработица лишает трудо­способных граждан возможности заработать на жизнь. В некото­рых странах продолжается применение смертной казни как выс­шей меры наказания. Нет в мире страны, в которой бы так или иначе не попирались права человека.

Созданная в 1946 году Комиссия по правам человека при ООН рассматривает заявления граждан по нарушению их прав. В 70—80-е годы при ООН были созданы Комитеты по ликвидации расовой дискриминации, защите женщин, по экономическим, со­циальным, культурным правам. В 1987 году был создан Комитет против пыток. В 1977 году создан Комитет по правам человека, в который можно обращаться по поводу любых решений государ­ственных и судебных органов. Центр по правам человека находится в Женеве (Швейцария), Европейский суд по правам человека — в Страсбурге (Франция).

Существует международное товарищество прав человека в Харь­кове «Образовательный центр прав человека».

Все активнее на защиту прав человека реагируют работники пра­воохранительных органов. Правоохранительные органы — это орга­ны прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможен­ные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбнадзора, государственного лесного надзо­ра и другие органы, осуществляющие правоприменительные и пра­воохранительные функции. Система органов внутренних дел Украины включает: Министерство внутренних дел и его главные управления и отделы в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах, а также подразделе­ния милиции, пожарной охраны, внутренние войска, исправительно-трудовые заведения, учебные заведения и другие подведомственные им подразделения.

Органы внутренних дел обеспечивают общественный порядок, предупреждают, раскрывают и расследуют правонарушения, исправ­ляют и воспитывают осужденных, обеспечивают пожарную безо­пасность и безопасность дорожного движения.

Важной структурной единицей органов внутренних дел является милиция. Ее правовой статус определяет Закон Украины «О мили­ции» от 20 декабря 1990 года с последующими изменениями и до­полнениями.

Согласно закону, милиция — это государственный вооруженный орган исполнительной власти, призванный защищать жизнь, здо­ровье, права и свободы граждан, собственность, окружающую среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств. Основная задача милиции — обеспечение личной безопасности граж­дан, защита их прав и свобод, законных интересов, предупрежде­ние и пресечение правонарушений, охрана и обеспечение обществен­ного порядка и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили, обеспечение безопасного дорожного движения, защита собственности от преступных посягательств; исполнение своих функ­ций в пределах своей компетенции, представительство в суде, дру­гих государственных органах перед гражданами и другими юриди­ческими лицами; оказание юридической помощи предприятиям и учреждениям, организациям, осуществление правового обеспечения предпринимательской и внешнеэкономической деятельности граждан и юридических лиц, исполнение своих обязанностей в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Только адвокаты имеют право осуществлять профессиональную защиту подозревае­мых или обвиняемых в совершении преступления.

Милиция состоит из подразделений уголовной милиции, мили­ции общественной безопасности, транспортной милиции, государ­ственной автомобильной инспекции, милиции охраны, специаль­ной милиций (полиция нравов в Киеве, например).

 

Уголовный кодекс Украины.

 

Уголовное законодательство Украины состоит из уголовных за­конов, которые сведены в Уголовный кодекс, принятый 28 декабря 1960 года. В течение 40 лет за прошедший период УК дополнялся и претерпевал значительные изменения. В него включено более 150 новых норм, значительная часть других норм подверглась различ­ным корректировкам и дополнениям. Особенно интенсивно подверга­ется изменениям УК в последние годы, что обусловлено главным обра­зом радикальными преобразованиями в жизни общества. Однако эти изменения и дополнения не решают всех проблем приведения УК в соответствие со сложившимися реалиями. УК по-прежнему имеет  ряд пробелов. Исходя из этого, Верховной Радой в 1992 году было принято решение подготовить проект нового Уголовного кодекса! Украины. К настоящему времени такой проект представлен в Верховную Раду.

Уголовные законы Украины, систематизированные в Уголовном  кодексе Украины, делятся на Общую и Особенную части.

В Общей части сосредоточены нормы, устанавливающие принципы и общие положения уголовного права, а также определяющие его основные институты, например, понятия преступления (преду­смотренное уголовным законом общественно опасное, виновное, на­казуемое деяние, посягающее на общественные отношения, которые охраняются законом), форм вины, соучастия, целей наказания. Эти нормы применяются ко всем преступлениям.

Особенная часть содержит нормы, которые указывают, какие конкретно общественно опасные деяния являются преступлением и какие меры уголовного наказания могут быть применены к ли­цам, их совершившим.

Общая часть действующего УК состоит из пяти глав: «Общие положения», «Пределы действия Уголовного кодекса», «О преступлении», «О наказании», «О назначении наказания и об освобождении от наказания».

Особенная часть включает 11 глав, систематизированных по группам родственных общественных отношений, на которые посягают соответствующие преступления. Например, все преступления, посягающие на личность, объединены в главе ІІІ Особенной части УК «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности».

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Субъект преступления — это лицо, достигшее ко времени совершения преступления определенного возраста: шестнадцати или четырнадцати лет. Возраст субъекта преступления является не только критерием низшего возрастного предела, с которого возможна уго­ловная ответственность, но обстоятельством, определяющим характер и степень уголовной ответственности несовершеннолетних, то есть лиц, не достигших 18 лет ко времени совершения преступления.

К особенностям уголовной ответственности для несовершеннолетних можно отнести:

1. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера.

2. Виды наказания, применяемые к несовершеннолетним.

3. Освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания.

Эти особенности исходят из психологической характеристики этого возраста: неустойчивости психических процессов, достаточного жизненного опыта, знаний, навыков социального поведения, что приводит к неспособности в полной мере осознавать фак­тические признаки и общественную опасность такого сложного социального явления, как преступление, давать адекватную оценку своим поступкам. Закон Украины от 24 января 1995 года «Об орга­нах и службах по делам несовершеннолетних и специальных уч­реждениях для несовершеннолетних» указывает на необходимость использования преимущественно методов воспитания и убеждения, предусматривающих применение принудительных мер лишь после того, когда исчерпаны все другие меры воздействия на поведение несовершеннолетнего.

Мы обогнали Америку по подростковой преступности. В 1999 году в Украине были осуждены 17 652 подростка, почти каждый четвертый — с лишением свободы. При этом в состоянии алкогольного и наркоти­ческого опьянения были около трех с половиной тысяч подростков. Совершили преступления в группах более 13 тысяч несовершенно­летних. По статистическим данным, в Украине подростки составляют 37 % от общего числа осужденных. В России — 33 %, Белоруссии — 36 %, а традиционные европейские показатели — 12—15 %.

 


 

 Ситуационные задачи

 

№ 1. Вас остановил преступник и, угрожая ножом, потребовал деньги. Ваши действия?

 Решение:

1. Избегайте мгновенно реагировать на насильственные действия, если не уверены, что сможете защитить себя.

2. Лучший способ уменьшить физическое насилие по отношению к себе — это не сопротивляться.

3. Признать за преступником его превосходство - это дает боль­ше шансов выжить.

4. Прежде чем предпринять какие-либо действия, лучше взвесить как следует свои реальные силы и возможные последствия.

 

№ 2. Вам показалось, что вас преследуют. Ваши действия?

Решение:

1. Не стесняйтесь обернуться и проверить ваши опасения.

2. Перейдите на другую сторону улицы.

3. Если преследователь не отстает, ведите его в какое-нибудь люд­ное место или к ближайшему отделению милиции.

4. Если вы находитесь в малолюдном месте, направляйтесь к лю­бому освещенному зданию.

5. Очутившись перед ближайшим домом, звоните в любую дверь, стучите в нее ногами.

6. Если никто не открывает, немедленно разбейте окно или даже витрину — вашей жизни грозит опасность и у вас нет времени обдумывать мелкие неприятности и финансовые расходы.

 

№ 3. Вы возвращаетесь поздно домой. На пути попадается группа молодых людей, которые встречают вас насмешками, грубостями. Ваши действия?

Решение:

1. Заранее перейти улицу.  

2. Не отвечать на насмешки, грубости.

3. Не поддаваться на провокацию.

4. Проходить мимо молча, сохраняя уверенность и спокойствие.

5. Быть внутренне готовым быстро покинуть это место.

6. Не пытайтесь запомнить лица незнакомцев — ваш присталь­ный взгляд может быть истолкован как провокация.

 

№ 4. Вы возвращаетесь домой поздно вечером в общественном транс­порте. Что вы предпримите для обеспечения личной безопасности?

Решение:

1. Садитесь ближе к водителю.

2. Постарайтесь не привлекать излишнего внимания посторон­них лиц к имеющимся у вас украшениям.

3. Не держите деньги и драгоценности в сумочке, лучше уло­жить их во внутренние карманы одежды.

4. Не садитесь в прицепной вагон трамвая.

 

 

 

№ 5. Вы заметили, что напротив вашего дома: происходят хулиганские действия (ситуация А);

неизвестные влезают в окно или на балкон соседнего дома (ситу­ация Б). Ваши действия?

Решение:

 Ситуация А   

1. Немедленно вызывайте по телефону милицию.

2. Позовите на помощь соседей и вместе с ними постарайтесь пре­сечь действия хулиганов, задержать их до прибытия милиции или своими силами навести порядок.

3. При наличии пострадавшего — вызовите «скорую помощь» и до прибытия врача окажите посильную помощь.

Ситуация Б

1. Постарайтесь незаметно сфотографировать место происшествия или наблюдать за действиями злоумышленников, запомнив их приметы, марку и номер машины или мотоцикла.

2. Предупредите соседей, выйдете на улицу при появлении наря­да милиции или в случае бегства злоумышленников.

3. Постарайтесь совместными усилиями перекрыть пути бегства или незаметно на другом автомобиле следовать за ними до бли­жайшего поста ГАИ или отделения милиции, где сообщить о краже и направлении движения злоумышленников.

 

№ 6. Подростки-хулиганы часто нападают на детей. Что вы посоветуете в данном случае детям?

Вариант А. Смело вступать в драку и отстаивать свои интересы, игрушки, одежду и т. п.

Вариант Б. Позвать друзей или взрослых.

Вариант В. Уступить требованиям и никому не рассказывать о случившемся, даже родителям.

Решение:

В случае такого нападения нужно позвать взрослых или друзей, и, не вступая в драку, сказать нападающему: «Нет!» Если группа ребят хором крикнет: «Нет!» и кто-то пригрозит позвать взрослых, то это, скорее всего, отпугнет злоумышленников.

Иногда дети вступают в драку с хулиганами, чтобы отстоять свое имущество (игрушку, курточку, кепочку, и даже булочку или пиро­жок). Они боятся, что дома им попадет и в результате получают травмы. Не надо думать, что родители будут ругать за утрату вещей. Главное — собственная безопасность. Об этом нужно помнить всегда.

10
Ваша оценка: None Средняя оценка: 10 (1 vote)

© Urikor, 2008-2016.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Простые ответы на сложные вопросы