«Междометие как часть речи»
Цели:
- Дать понятие междометие как часть речи.
- Познакомить с разрядами междометий по значению и происхождению.
- Изучить орфограмму о дефисном написании междометий, уметь её применять.
- научить использовать пунктограмму при написании междометий в предложениях.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся, речевые способности детей.
- Воспитывать патриотические чувства в детских душах, уважение к историческим деятелям.
Оборудование:
- Портрет космонавта Ю.А. Гагарина.
- Звёздное небо. Глобус.
- Словарные слова
- Светофор.
- Плакат со стихотворением «Междометия».
- Тюльпаны.
I. Вступительное слово:
Весна. За окном шумит апрель – второй весенний месяц. Сегодня одиннадцатое апреля. На улице тепло, солнечно. Зеленеют деревья, парит земля по утрам. Помолодели, принарядились поля. С каждым днём сильнее разгораются весенние краски и голубизна неба, и белые хлопья облаков, и яблоневый цвет, и птичье песнопение.
Ну и молодец апрель! Славный месяц! И всё это дала ему природа.
А как человек? Каким душевным теплом согрел и какими цветами радости красил?
Человек подарил апрелю величайший подвиг – выход в космос первого в мире смельчака, и смельчаком этим оказался простой, обычный русский человек – Ю.А. Гагарин.
- И о нём мы тоже будем говорить на нашем уроке, тема которого «Междометие как часть речи».
- Мы узнаём, что такое междометие, познакомимся с разрядами междометий по значению и происхождению. Рассмотрим орфограммы и пунктограммы, связанные с употреблением в речи.
- А первый космонавт, лётчик – испытатель Ю.А. Гагарин будет на протяжении урока вместе с нами.
Работа с портретом:
Посмотрите на его лицо + доброта, с печатью ума и мужества, стойкости и дисциплинированности. Взгляните в его синие глаза, лучистые, красивые. Попробуйте ему улыбнуться так, как он вам улыбается. Он всегда и в жизни улыбался то ли от характера простого и общительного, то ли от полноты жизни. Только он один мог так улыбнуться миру и людям, по словам конструктора, Королёва; от души, весело открыто, нежно и весь мир – от мала до велика – улыбался в ответ Гагарину. А ведь этот улыбчивый человек – Герой Советского Союза, подаривший миру величайший подвиг.
II. – Не о нём ли и таких, как он, слова М. Горького, которые станут эпиграфом нашего урока.
Эпиграф:
В ж..зни всегда есть место
подвигам. Когда человек люб..т
подвиги, он всегда умеет их сделать2 и
найдёт, где это можно7.
М. Горький
III. – Да, в жизни всегда есть место подвигам. Ю.А. Гагарин был с детства охвачен романтикой подвигов.
«Лётчиком стану, несмотря ни на какие трудности», - писал он друзьям. И стал он лётчиком. И не просто лётчиком, а лётчиком – испытателем, первым космонавтом, совершивший беспримерный подвиг. Поднявшись на 300 км. высоту, майор Гагарин за 108 минут облетел нашу планету и благополучно вернулся на землю своей Родины.
Запиши предложения о Гагарине и выполни разбор4:
О, после исторического полёта Юрий Гагарин охотно встречался с людьми и рассказывал им о Галактике4. (Повест., невоскл., прост., распр., с одн. чл.)
I. Любит3 – глагол; (что делает?) любит.
Н. ф. – любить.
II. Пост.: несов. в., перех., II спр.
Непост.: изъяв. накл., наст. вр. ед. ч., 3-е л., невозвр.
III. Любит.
I. В продолжение (полёта) – пред.
(В продолжение чего?) полёта.
II. Произв., сост., врем., сочетается с сущ. в род. п.
Работа по карточкам (дифференцированная).
Попробуем с Гагариным совершить бесстрашный рейс в космос.
Орфографический диктант.
Озарённый подвигом, сказочный полёт, космический корабль «Восток», преодолев земное притяжение, нарастающие перегрузки, ощущение невесомости, увидел чёрное-чёрное небо, блестящие звёзды, слепящий и яростный диск луны, таинственная тишина космоса, необыкновенное чудо.
--- Действительно чудо. За 1,5 часа один человек сделал больше, чем все открыватели за всю жизнь. Колумб, открывший Америку, Магеллан, обогнувший на своём корабле весь земной шар за 3 года, Амундсен, оставивший флаги нации на Северном и Южном полюсах. Земной шар был рядом с лётчиком Гагариным, поворачиваясь на глазах как обыкновенный глобус.
(Глобус, звёздное небо).
Словарная работа.
- Назовите однокоренные слова: (космос, космический);
- Отгадайте слово по лексическому значению. (Мужского пола, женского пола?) (космонавт, космонавтка).
- Воздушный корабль будущего для полётов в воздушное пространство? (космолёт).
- Ракетно-космический комплекс, где производится сборка и запуск ракеты-носителя? (космодром).
С космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восток» с Ю. Гагариным на борту. На космодроме установлен обелиск … на мраморной плите надпись: «Здесь гением Советского человека начался дерзновенный гитурм космоса». Беспокойный ум и волю человека не оставила мораль о дерзком юноше Икаре, который оторвался от земли при помощи восковых крыльев и был наказан смертью за свою дерзость. Солнечное тепло растопило воск, и герой гибнет в морской пучине.
Стихотворение «Гимн космическому кораблю «Восток»
В стихотворении встретилось слово Вселенная.
Космос (гр. cosmos – Вселенная) – Мир и ближайшее пространство за пределами земной атмосферы.
Вселенная2 – вся земля, населённый мир.
Галактика – (греч. Galaktikos – млечный, молочный) - звёздная система.
- Ю. Гагарин вырвался в Галактику, совершив космический полёт.
Проверка работы у доски.
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
Объяснение нового материала.
О, после исторического полёта Юрий Гагарин охотно встречался с людьми и рассказывал им о Галактике.
- О – междометие.
- Какое чувство выражает оно? (Восхищение, поощрение, одобрение, радость).
- Междометие стоит между самостоятельной и служебной частями речи. Термин «междометие» значит «брошенное между полнозначными словами». Как любая часть речи, междометие важна в речи. Живая и богатая, она служит для выражения чувств, эмоции, волевых побуждений. Используется как в разговорном, так и в художественном стиле.
Таблица – 3 разряда междометий по значению.
- Прослушайте стихотворение. Выделите для себя, какие чувства, настроения могут выражать междометия?
- На месте пауз вставьте слова в рифму и запишите их.
Междометие.
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищения,
Возмущение, привет . . .
Те, которых гложет страх,
Произносят слово «Ах!»
Кто пасует перед бедой,
Произносит слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
Кто задерживает вздох,
Произносит слово «Ох!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!»
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья.
( А. Тетивкин)
Какие чувства выражают междометия?
( Радость, восторг, ликование, одобрение удивление,