Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Социальная педагогика

Место Имя Рейтинг
1 Ivanov 8.1
2 urikor 7.1




библиотеки





Яндекс цитирования

Правовые основы брака и семьи


«Правовые основы брака и семьи»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  • обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке,
    познакомить учащихся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотреть некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей;
  • развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков, умение анализировать текст законов;
  • воспитывающая – способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства гражданской ответственности

План урока:

  1. Вводная часть
  2. Потребность человека в семье
  3. Порядок и условия заключения брака
  4. Личные и имущественные права и обязанности супругов
  5. Права и обязанности родителей и детей
  6. Закрепление
  7. Домашнее задание

Оборудование: диск с материалами к уроку, копии статей СК РФ, текст «брак и его нравственные основы» Г. Гегеля

Ход урока

(Смотрим слайд № 1 и записываем тему урока)

Вводная часть.

Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц о семье: «муж да жена – одна душа», «муж и жена из одного кремня искры», «муж да жена – одно дело, одно тело, один дух» и т.д.
Большое количество данных свидетельствует о том, что люди, испытывающие к кому – либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. В человеке заложена потребность любить, каждому хочется встретить  своего единственного и неповторимого и жить с ним всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.

Но давайте на минуту представим себе, что мы встретили человека, который лишен этой прекрасной возможности и на наш вопрос:  «Почему у него нет семьи?»  Этот человек ответил нам так: «А зачем мне семья? Дети? Я вношу свой вклад. А семья – экономически не выгодна. Ну, посудите сами. Живет парень, зарплата у него небольшая. У девушки – тоже. Но им хватает. Поженились – обоим не хватает. Семья «съедает» деньги вообще, а у мужчин в особенности. Нет, мужчине семья экономически невыгодна. Да и с социально – бытовой точки зрения, семья невыгодна. Конечно, приятно я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня  и мама с этим справляется, плюс подружки рядом – помогут. Нет, семья мужчине не выгодна»
Чтобы вы ответили этому человеку?
За чем человеку нужна семья?
Согласны ли вы с мнением, что жена нужна только для того, чтобы носки штопать и борщ варить?

Потребность человека в семье

А что такое семья?
Что объединяет членов семьи?
Что дает семья человеку?
Что дает семья государству?
(переход к слайду №2 и учащиеся записывают в тетрадь определение «семья», схему заполняют, а за тем ее проверяем)

Государство защищает семью с помощью закона. И этот закон – Семейный кодекс. СК РФ был принят 29 декабря1995 г., в 1996г. вступил в силу, а затем в него были внесены изменения в 15 декабря 1997г., 27 июня 1998г., 2 января 2000г.
В СК РФ сформулированы основные принципы семейного законодательства, на которых строится семья и семейные отношения.
(переход к слайду №3)

Как вы думаете, почему в столь деликатную тему как семья вмешивается государство? И, вообще, что, значит, быть под защитой государства?

Порядок и условия заключения брака

Что, по вашему мнению, составляет главную опору семейной жизни?
У вас на столах лежат листочки с текстом немецкого философа Гегеля. Прочитайте и ответьте на вопросы.

«Брак и его нравственные основы. Связь двух лиц различного пола, называется браком,- это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а, прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо…
Долг родителей перед детьми – заботиться об их прокормлении и воспитании: долг детей – повиноваться,  пока они не стали самостоятельными, и чтить родителей всю свою жизнь: долг братьев и сестер вообще – обходиться друг с другом с любовью и в высшей степени справедливо.
Брак мы должны, поэтому ближе определить следующим образом:
он есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и лишь субъективно»
Г.Гегель. Философия права // Цит. по: Семья: книга для чтения. В 2 кн.- Кн.2- М., 1991.- С.149.

Вопросы и задания

  1. Как автор приведенного текста определяет сущность брака?
  2. Какое значение для понимания роли нравственности в браке имеет осознание неразрывной связи членов семьи.
  3. Возможен ли, по мнению Г.Гегеля, брак вне моральных отношений? Согласны ли вы с ним?
  4. Что такое «брак как правовая нравственная любовь?» Что в браке связано с нравственными основами, а что с правовыми?

Семья начинается с брака. А каковы его признаки и условия действительности.
(переход к слайду №4)

Решение правовых задач.
1. Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте:
Возможно, не все знают, но традиция надевать кольцо во время свадьбы супругу на палец идет из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишен свободы и стал собственностью господина.
Обряд – то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин.  Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И, наконец, торжественное: «Именем Российской Федерации объявляю вас мужем и женой!» Свершилось!
Он надевает ей кольцо…и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему … и делает его собственностью  своей. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!..
(Ошибки: 1) вступление в брак – добровольный союз, направленный на создание семьи, а не насильственное лишение свободы; 2) официальная регистрация в органах ЗАГСа  союза между  мужчиной и женщиной порождает не только супружеские  обязанности, но и права, поэтому не является  актом лишения свободы;  3) суть свободы – не только права, но и взаимная ответственность супругов; 4) свадьба – это обряд, а не акт регистрации брака.)     

Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста. У вас на столах лежат листочки со статьями СК РФ, прочитайте их и ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему брачный возраст в России устанавливается  с 18 лет?
  2. Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.

Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать  брак лицами моложе 18 лет. Так, например, Владимирская область – с 14 лет, Московская область – с 16 лет.

Давайте посмотрим, каковы условия счастливого брака. (Переход к слайду №5)

А теперь попробуем решить следующие задачи:

  1. Валентину заставили под угрозой расправы зарегистрировать брак с Алексеем, которому нужна была прописка. В органах ЗАГС она высказала свое согласие на брак. Можно ли считать  такой брак недействительным из – за  нарушения принципа его добровольности?
    (Нет, т.к. в ЗАГСе Валентина высказала добровольное согласие. Брак может быть признан недействительным по другому основанию в судебном порядке как регистрация по фиктивному основанию без намерения создать семью) 
  2. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив 3 месяца, Елена узнала о тайне мужа. Какой брак будет признан недействительным: первый или второй? Почему?
    (Будет признан недействительным второй брак, т.к. нельзя заключать брак, если лицо уже состоит в браке)

Но иногда случается так, что люди вынуждены разводиться. Развод или расторжение брака осуществляется через органы ЗАГС или через суд. В органах ЗАГС – если у супругов нет несовершеннолетних детей и они оба согласны на развод. Органы ЗАГС расторгнут брак и в том случае, если у супругов есть несовершеннолетние дети, но один из супругов осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет. В судах же расторгают браки, если один из супругов не согласен на развод (или уклоняется от расторжения брака) или в семье есть несовершеннолетние дети.

Личные и имущественные права и обязанности супругов

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу права и  обязанности. Они разделяются на личные имущественные и неимущественные.

Вы получили задание: проанализировать текст СК РФ и подготовить сообщение о правах и обязанностях супругов. (Проектная деятельность. Учащиеся были разбиты на группы и каждая группа получила задание.)

Задание для группы 1.

  1. Внимательно прочитайте
    а) текст учебника §48
    б) ст.31 и 32 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)

Задание для группы 2.

  1. Внимательно прочитайте 
    а) текст учебника §48  
    б) ст.33 -35 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)

Задание для группы 3.

  1.  Внимательно прочитайте 
    а) текст учебника §48 
    б) ст.36 -37 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)

 Задание для группы 4.

  1.  Внимательно прочитайте 
    а) текст учебника §48 
    б) ст.40 - 42 СК РФ.
  2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества.
  3. Представьте объяснение в наглядной форме (рисунках, таблицах, схеме.)

 

  1. Какие права и обязанности считаются личными?
  2. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?
  3. Какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества?
  4. Что такое брачный договор или контракт и каковы права и обязанности супругов в отношении своего имущества по договору?
  5. Как вы думаете, почему в российской действительности появился брачный контракт? Почему  его раньше  не  было, хотя во многих странах он существовал?

(переход к слайду №6)  Заполните схему «Личные права и обязанности супругов»

Ну, а теперь давайте опять порешаем правовые задачи.

  1. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи  - героев «Сказки о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина. Объясните, почему.
    (старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе – разбитое корыто. Хижину поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха (как женщина) осталась бы в ней жить, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.)
  2. Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за  ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт?  
    (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

Права и обязанности родителей и детей

Семейное право регулирует отношения не только между супругами, но и между родителями и детьми. Давайте посмотрим, какие права есть у родителей и детей. (переход к слайду №7)

Почему появилась необходимость законодательного закрепления таких прав?

Закрепление

Более подробно о правах ребенка мы поговорим на следующих уроках, а сейчас попробуем ответить на следующие вопросы
(переход к слайдам № 8 -9)

Домашнее задание  (переход к слайду № 10)

Литература для учителя

  1. Ресурсы Интернет htt://som.fio.ru/subject. Сетевое объединение методистов. Обществознание. Презентации А. Чернова. Правовые основы брака и семьи.
  2. Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя 8 - 9 класс. М. «Русское слово» 2000г.
  3. Задания и тесты по обществознанию 9 класс. М. «Школьная Пресса» 2001г.

По материалам: http://www.rusedu.info/

8
Ваша оценка: None Средняя оценка: 8 (1 vote)

© Urikor, 2008-2019.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Просто о сложном