«Использование СИТ в анализе и описании педагогического опыта».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствие четких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Растет число детей специальной и подготовительной медицинских групп. В то же время возможности, связанные с использованием традиционных методов восстановления здоровья резко сужаются, и такие факторы, как полноценное питание, чистый воздух, физическая разрядка занимают все меньшее место на фоне доминирующего воздействия нервно-психических перегрузок.
Анализ современной педагогической ситуации показывает, что в последнее время эта проблема заметно актуализировалась, следует отметить, что не во всех школах введен третий час физкультуры. Проблема гиподинамии актуальна и в моей школе.
Значимость данной проблемы проявилась в моей диагностике, которая показывает, что: во-первых, у учащихся низкий уровень развития двигательных качеств; во-вторых, у учащихся нет стремления к улучшению результатов тестирования (к развитию двигательных качеств).
Критерием для определения уровня развития двигательных качеств учащихся является единая технология приемов тестов в Новгородской области по спортивно-оздоровительной программе школьников России
«Президентские состязания».
Система оценок по программе «президентского тестирования» совершенствуется, незначительно изменяются и состав тестов, однако технология приёма нормативов остаётся неизменной. Что позволяет выработать и применять на практике систему обучения сдачи нормативов, воспитания двигательных качеств.
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое обучение.
И. Б. Первин выделяет пять уровней учебно-познавательной коллективной деятельности:
1. Фронтальная работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2. Работа в статических парах.
3. Групповая работа.
4. Межгрупповая работа.
5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
С целью формирования умений и навыков самостоятельной деятельности Г.В.Калач использует карточки-задания с кратким описанием последовательности выполнения упражнений, гимнастических комбинаций и схематичным их изображением. Корректируя и направляя действия учащихся, Г.В.Калач знакомит их с основными элементами и правилами организации самостоятельных занятий.
Изучив теоретический материал, проанализировав, опираясь на него в работе, я пришла к выводам: успешное обучение школьников на уроках физической культуры немыслимо без дифференцированного подхода к ним с учетом уровней их физической подготовленности.
Работая с коллективом в целом, необходимо помнить и вести работу с каждым учащимся в отдельности. Разрабатывать домашние задания с учётом медицинской группы учащихся, уровнем их подготовленности, пола и возраста.
Целью моей работы является развитие двигательных качеств на уроках физической культуры.
Мой замысел состоит в том, чтобы повысить эффективность развития двигательных качеств путем дифференцированного подхода к учащимся.
Наибольшее внимание уделяю развитию тех двигательных качеств, которые приемлемы для определенного возраста учащихся, учитывая синзетивные периоды.
Так, например, развивая все двигательные качества в старшем звене, особое внимание уделяю развитию скоростно-силовых, силовых качеств. В среднем возрасте – скоростно-силовых качеств и выносливости, а в младшем возрасте – гибкости.
В учебном процессе я разработала и использую специальные карточки-задания и индивидуальные карточки, тетради с графиками прироста результатов. Карточки содержат задания, подобранные мной с учетом синзетивных периодов развития организма, уровня физической подготовленности, пола ребенка или группы детей.
Тестирование по программе «президентские состязания», проводятся два раза в учебном году: осенью и весной, то есть в начале учебного года и в конце него. Поэтому, чтобы получить более подробную информацию, иметь более объёмное представление о физической подготовленности учащихся, в конце каждой четверти мною проводится промежуточный, текущий контроль. Учащиеся выполняют и принимают нормативы друг у друга, тем самым учатся правильному выполнению заданий, находят ошибки в выполнении и исправляют их. Одновременно дети учатся фиксировать временные отрезки, хронометрировать длительность выполнения упражнений, подсчитывать количество повторений, учитывая правильное выполнение теста.
Дети на уроках выступают в роли тестируемых и педагогов одновременно. Им в помощь, мною разработаны и выполнены карточки-протоколы выполнения тестов, где учащиеся фиксируют свои результаты сами или с помощью учителя, одноклассников.
Так как зимой, поздней осенью и ранней весной у нас нет условий для выполнения всех тестов, а именно: бег 1000 метров и 30 метров, то в карточки заносятся только четыре выполняемых теста.
ПРОТОКОЛ ТЕКУЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ.
Дата \ тесты
Ф.И.О.
|
Поднимание туловища за 30 секунд |
Отжимания (дев), подтягивания (юн) |
Прыжок в длину с места |
Наклон из положения сед на полу |
Декабрь |
|
|
|
|
Февраль |
|
|
|
|
Апрель |
|
|
|
|
Учу детей фиксировать и сравнивать свой результат с результатом предыдущего тестирования. Умение анализировать достижения своих результатов помогает учащимся самостоятельно определить уровень развития физических качеств и больше времени уделять воспитанию тех качеств ,которые развиты в меньшей степени .
Используя групповую технологию на уроках, я назначаю консультантов в каждой группе – тех детей, которые хорошо успевают по предмету, проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Распределяя учащихся по группам, я опираюсь на знание всего класса в целом (не только на уровень знаний, умений, но и на особенности отношений, сложившихся в коллективе).
Моя разработка, интересна тем, что она направлена на обучение учащихся самостоятельно выявлять западающие ЗУНы (физические качества), умению соизмерять свои возможности и способности, анализировать прирост результатов.
Моя разработка, направленная на развитие двигательных качеств учащихся по программе «Президентские состязания» может быть использована не только учителями физической культуры, но и учителями других предметов, (например ОБЖ), педагогами дополнительного образования, желающих сделать процесс обучения учащихся более результативным.
Данная разработка имеет комбинированный уровень, так как сочетает различные педагогические идеи в преподавании: интеграцию физической культуры и биологии, физической культуры и математики и так далее.
Эта разработка одобрена педагогами физкультуры не только нашей школы, но и преподавателями других школ города.
Развивая физические качества учащихся для отслеживания динамики этого развития, я выделила следующие показатели:
1. Умение самоорганизации своей работы .
2. Интерес к предмету .
3. Умение работать в группе .
4. Умение пользоваться таблицами и карточками .
5. Желание взаимопомощи.
Если раньше у учеников не было интереса к работе на уроках физической культуры, то у большинства детей интерес к анализу своей деятельности сформировался после применения мной данной разработки.
Ярким показателем продуктивности вышеизложенного является высокий уровень результатов тестирования по итогам 2005 – 2006 учебного года.
Учащиеся заинтересованы в выполнении заданий, в том числе и самостоятельных, не только на уроках и секциях.
Дети увлеченно и легко работают над повышением уровня двигательных качеств, не испытывая больших затруднений.