Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Спорт и здоровье

Место Имя Рейтинг
1 sportgrad 18.14




библиотеки





Яндекс цитирования

Лыжная подготовка Программа углубленных занятий


Лыжная подготовка

 

Программа углубленных занятий

 

Предполагаемая программа по лыжной подготовке в отличие от широко используемой в школьной практике комплексной рассчитана не на 16, а на 28-30 часов. Она ориентирована на школы с лыжным уклоном проведения учебной работы. В ней просматривается спортивно-тренировочная направленность. Такой уклон в учебной работе оправдан, по мнению автора, тем, что занятия лыжами хорошо развивают физические качества, прежде всего выносливость, и таким образом создают надежную базу для успешного освоения требований временного государственного стандарта по физической культуре. Углубленная работа по лыжной подготовке вполне приемлема для многих школ, поскольку вся территория России в течение трети учебного года покрыта снегом, что позволяет проводить лыжные уроки с декабря до середины марта.

Из большого нетрудно сделать меньше. На основе представленной программы можно составить упрощенный вариант ,соответствующий условиям конкретной школы.

Работа по предлагаемой программе позволяет воспитывать ценнейшие физические и волевые качества. Основная ее направленность – развитие выносливости. Учащиеся привыкают выполнять трудную работу наедине с собой, проявлять терпение, волю, характер, умение преодолевать трудности, усталость. В процессе занятий при оптимальной нагрузке надежно улучшается функциональная деятельность всех систем организма, что позволяет школьнику сохранять высокую работоспособность и здоровье.

Для оценки выносливости в лыжных гонках использованы нормативы (автор-составитель К.Н. Спиридонов) для дистанции от500 м до 10 км – стандартная дистанция и норматив (табл. 1). Для простоты работы учителя результаты в таблице округлены до кратных 5.

На усмотрение учителя (применять или не применять) предлагает также составленные на основе 6-минутного   теста   Купера   в  беге  таблицы   слабой,  средней,  высокой   подготовленности   детей   в

 

Таблица 1

Нормативы оценки выносливости

 

 

Класс

 

Пол

Дистан-ция

Время

Отлично

Хорошо

Удовлетвори-тельно

III класс

М

1 км

5.25

6.15

7.10

Д

500 м

3.00

3.30

4.00

IV класс

М

3 км

Прохождение дистанции без учета времени

Д

2 км

V класс

М

2 км

11.20

13.00

15.00

Д

1 км

6.29

7.15

8.20

VI класс

М

4 км

Прохождение дистанции без учета времени

Д

3 км

VII класс

М

3 км

17.20

20.00

23.00

Д

2 км

13.10

15.10

17.25

VIII класс

Ю

5 км

Прохождение дистанции без учета времени

Д

4 км

IX класс

Ю

5 км

29.40

34.10

39.20

Д

3 км

20.10

23.15

26.45

X класс

Ю

10 км

Прохождение дистанции без учета времени

Д

7,5 км

XI класс

Ю

 

10 км

7,5 км

1:01.10

45.35

1:11.00

51.25

1:22.00

59.25

Д

5 км

34.40

39.50

45.50

передвижении на лыжах (табл. 2).

Во всех классах начиная с III в начале занятий по лыжной подготовке предлагается проводить тестирование на отрезках 500 м для девушек и 1 км для юношей. Тестирование позволяет следить за динамикой развития выносливости.

Представленный ниже программный материал изложен для каждого класса по четырем позициям: 1) основное содержание материала (умения, навыки, физические качества); 2) учебные нормативы; 3) дополнительные занятия; 4) домашние задания.

 

Таблица 2

Подготовленность юношей и девушек в передвижении на лыжах

 

Юноши

Время

Высо-кая

Сред-няя

Сла-бая

Девушки

Время

Высо-кая

Сред-няя

Сла-бая

III класс

IV класс

V класс

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

6 мин.

9 мин.

12 мин.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

35 мин.

40 мин.

1 км

1,5 км

2 км

2,5 км

3,5 км

4,5 км

5 км

6 км

7 км

800 м

1,2 км

1,6 км

2 км

3 км

3,5 км

4,2 км

5 км

6 км

650 м

1 км

1,3 км

1,6 км

2,2 км

3 км

3,5 км

4,2 км

5 км

III класс

IV класс

V класс

VI класс

VII класс

VIII класс

IX класс

X класс

XI класс

6 мин.

9 мин.

12 мин.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

35 мин.

40 мин.

900 м

1,4 км

1,3 км

2 км

2,5 км

2,7 км

3 км

4 км

5 км

800 м

1,2 км

1,6 км

1,8 км

2,3 км

2,5 км

2,7 км

3,5 км

4 км

600 м

900 м

1,2 км

1,5 км

2 км

2,3 км

2,5 км

3 км

3,8 км

 

I класс.

 

1.        Основное содержание материала (умения, навыки, физические качества). Начальные навыки обращения с лыжным инвентарем: переноска лыж и обуви, захват лыжной палки, охлаждение лыж в начале занятий, очистка от снега после занятий. Подготовительные и подводящие упражнения для развития чувства лыж и снега, овладение «школой лыжника», в том числе строевыми упражнениями и перестроениями. Освоение ступающего и скользящего шага, овладение координацией в работе рук и ног, повороты на месте, подъем ступающим шагом и лесенкой в пологий подъем, спуск с пологого и ровного склона. Игры – рисунки на лыжах: «веер», «снежинка», «гармошка», упражнение «Аист». Передвижение на лыжах по равнинному кругу от 4-6 до 11-13 мин.

2.        Учебные нормативы. Знать правила обращения с лыжным инвентарем. Специфические гигиенические требования к занимающимся. Уметь надевать и снимать лыжи и палки, выполнять повороты на месте. Передвижение на 1 км без учета времени.

3.        Дополнительные задания. Научиться в темном помещении (дома) быстро надевать и снимать лыжи, правильно вставлять кисть руки в лыжную лямку. Прогулки на лыжах не менее 1-2 раз в неделю под контролем родителей по 30-40 мин.

4.        Домашние задания. Особенности одежды лыжника. Инвентарь для лыжной подготовки. Правила обращения с лыжным инвентарем, простейшие гигиенические требования к занятиям на лыжах: нельзя сидеть на снегу, снимать шапочку, расстегиваться, утолять жажду снегом. Ознакомление с принятой в лыжах терминологией.

 

II класс.

 

1.      Овладеть навыками обращения с лыжным инвентарем, в том числе с креплениями разной конструкции (взаимообучение), строевыми упражнениями, навыками передвижения ступающим и скользящим шагом при полном переносе веса тела с одной ноги на другую, основами поворота переступанием в движении на равнине, спусками с ровного и прямого склона крутизной около 2º, подъемами ступающим шагом и полуелочкой, лесенкой прямо по склону и с продвижением вперед, торможением и поворотом упором, техникой безопасного падения. Освоить игры на лыжах: самокат, полуелочка. Развитие координации, равновесия. Передвижение по кругу с пологими подъемами и прямыми пологими спусками от 6-8 до 13-15 мин.

2.      Знать основные правила техники безопасности при передвижении на лыжах. Владеть скользящим шагом при полном переносе массы тела с лыжи на лыжу, поворотами в движении, переступанием на равнине, упором на спуске, торможением упором. Передвижение 1 км 500 м без учета времени.

3.      Основы техники безопасности при передвижении на лыжах. Специфика одежды лыжника с учетом погодных условий. Терминология вновь изучаемых способов передвижения.

4.      Повторить серию подводящих и имитирующих упражнений по овладению одноопорным положением, сочетанием работы рук и ног в скользящем шаге. Прогулки на лыжах не менее 2 раз в неделю под контролем родителей (желательно с одноклассниками) около 50 мин. каждая.

 

III класс.

 

1.        Начальные навыки смазки лыж (взаимообучение). Совершенствование навыков передвижения скользящим шагом – переменным двухшажным ходом с акцентом на мах и толчок рукой и ногой. Одновременный бесшажный ход. Овладение: спусками с прямых ровных склонов различной крутизны (до 5º) на высокой скорости с изменением глубины стойки; поворотами на месте махом и в движении переступанием на пологом склоне, упором, плугом; торможением плугом, палками; подъемами елочкой. Игры на лыжах: воротцам, елочка, встречные эстафеты, игры-задания, слалом на равнине. Передвижение на лыжах по слабопересеченному рельефу до 20 мин. Развитие выносливости, координации движений, равновесия.

2.        Знать технику безопасности на спусках, уметь смазывать лыжи, владеть попеременным двухшажным ходом, спуском  в низкой стойке, торможением и поворотом плугом ,подъемом елочкой. Выполнить нормативы на дистанциях 1 км (мальчики), 500 м (девочки): 1 км – 5.25 (оценка «5»), 6.15 («4»), 7.10 («3»); 500 м – 3.00 («5»), 3.30 («4»),4.00 («3»).

3.        Техника безопасности при передвижении на лыжах во время спусков. Общая характеристика лыжных мазей. Понятие о смазке, скольжении и сцеплении лыж со снегом. Расширение знаний по терминологии.

4.        Повторить комплекс имитационных упражнений по овладению попеременным двухшажным ходом. Прогулки на лыжах не менее 2 раз в неделю продолжительностью около 1 часа каждая. Самостоятельно смазать лыжи в соответствии с погодными условиями. Подготовить лыжи к урокам ,включая смазку.

 

IV класс.

 

1.        Овладеть навыками выбора длины лыж и палок, взаимообучение. Освоение терминологии смазки лыж на скольжение и сцепление. Совершенствование (достижение согласованности в работе рук и ног): попеременного двухшажного, одновременного бесшажного ходов. Полуконьковый ход. Освоение спусков крутизной 5-6º на высокой скорости с изменением стойки, перенесением веса тела с лыжи на лыжу, с прохождением ворот разной высоты. Совершенствование способов поворотов в движении переступанием, упором ,плугом, торможением лыжами, палками, падением. Подъем скользящим шагом, полуелочкой, елочкой, лесенкой прямо и наискось. Игры на лыжах: эстафеты на равнине, подъемах, спусках.

2.        Уметь выбирать лыжи с учетом роста, распределять по частям скользящую поверхность лыж, знать части лыжи под мазь для скольжения и сцепления. Владеть полуконьковым ходом, спуском со склона средней крутизны. Прохождение дистанции 3 км без учета времени.

3.        Выбор длины лыж и палок, подбор лыжных мазей с учетом погодных условий. Распределение мази на скольжение и сцепление по частям скользящей поверхности лыжи, механический способ снятия мази. Расширение знаний по терминологии.

4.        Повторить комплекс имитационных упражнений по овладению изучаемых способов передвижения. Прогулки на лыжах не менее 2 раз в неделю по пересеченному рельефу для закрепления соответствующих рельефу способов передвижения. Смазать лыжи с акцентом на скольжение. Снять после прогулки лыжную мазь механическим способом. Подготовить лыжи к уроку.

 

 

V класс.

 

1.        Определение жесткости собственных лыж. Овладение простейшими  способами определения качества скольжения и сцепления, взаимооценка. Взаимообучение одновременному бесшажному ходу: работа рук и ног, туловища. Овладение одновременным одношажным ходом – основной и скоростной варианты, одновременным двухшажным коньковым ходом. Взаимообучение попеременному двухшажному ходу: завершенный толчок ногой и рукой, исключение двухопорного скольжения, сохранение наклона туловища. Совершенствование способов торможения, поворота, спуска, подъема. Игры на лыжах: эстафеты, накаты, «сороконожки». Передвижение по пересеченному рельефу классическим и коньковым ходами до 30 мин., развитие выносливости, ловкости, быстроты.

2.        Владение одновременным двухшажным коньковым ходом. Уметь определять жесткость лыж. Владеть способами поворотов в движении, торможением на средней крутизне. Выполнить нормативы на дистанциях 2 км (мальчики), 1 км (девочки): 2 км – 11.20 (оценка «5»), 13.00 («4»), 15.00 («3»); 1 км – 6.18 («5»), 7.15 («4»), 8.20 («3»).

3.        Простейшие способы определения жесткости лыж, качества скольжения и сцепления. Химический способ снятия лыжной мази. Понятие об отдаче лыж, способы устранения отдачи ,расширение знаний по терминологии.

4.        Подготовить лыжи к уроку: снять старую мазь, положить новую с учетом погоды. Повторить подводящие и имитационные упражнения по овладению одновременным одношажным ходом (основной вариант) и одновременным двухшажным коньковым ходом. Вылазки на лыжах не менее 2 раз в неделю. Научиться устранять отдачу.

 

VI класс.

 

1.        Взаимооценка определения жесткости лыж, выбор лыж оптимальной жесткости. Взаимообучение одновременному одношажному ходу, особенности движений в различных вариантах хода. Совершенствование одновременного двухшажного конькового хода – правосторонний и левосторонний варианты. Техника преодоления неровностей (сугробов, впадин), дальнейшее совершенствование способов торможения, поворота, спуска, подъема. Передвижение по пересеченному рельефу классическим и коньковым ходами до 35 мин., развитие выносливости, ловкости, равновесия, быстроты.

2.        Знать специфические особенности лыжного инвентаря для коньковых ходов, способы снятия лыжной мази и устранения отдачи. Владеть обоими вариантами одновременного двухшажного конькового хода. Пройти дистанцию 4 км без учета времени.

3.        Особенности лыжного инвентаря для коньковых ходов. Общая характеристика парафинов. Термический способ снятия лыжной мази. Расширение знаний по терминологии.

4.        Овладеть имитацией правостороннего и левостороннего вариантов одновременного двухшажного конькового хода. Подготовить лыжи к занятиям, используя различные способы снятия лыжной мази: механический, химический, термический. Вылазки на лыжах не менее 2 раз в неделю по 1 часу с применением преимущественно конькового хода.

 

VII класс.

 

1.        Взаимообучение различным вариантам одновременного двухшажного конькового и полуконькового ходов. Ознакомление с одновременным двухшажным классическим ходом, согласованность движений рук и ног. Совершенствование техники преодоления неровностей (бугров, впадин, встречного склона). Дальнейшее совершенствование способов торможения, поворота, спуска, подъема на усложненных участках рельефа. Игры на лыжах по совершенствованию горнолыжной техники. Передвижение по пересеченному рельефу классическим и коньковым ходами до 40 мин., развитие выносливости, ловкости, быстроты.

2.        Владеть способами подъемов: лесенка, елочка, скользящим шагом. Владеть торможением и поворотом упором и плугом. Знать последовательность смазки лыж парафином. Выполнить нормативы на дистанциях 3 км (мальчики), 2 км (девочки): 3 км – 17.20 (оценка «5»), 20.00 («4»), 23.00 («3»); 2 км – 13.10 («5»), 15.10 («4»), 17.25 («3»).

3.        Общие основы нанесения парафина на лыжи.

4.        Повторить комплекс подводящих и имитационных упражнений по овладению классическим и коньковым ходами. Прогулки-вылазки на лыжах 2-3 раза в неделю по 1 часу с акцентом на совершенствование горнолыжной техники.

 

VIII класс.

 

1.        Взаимообучение одновременным классическим ходам. Взаимопомощь в смазке лыж, устранении отдачи. Овладение одновременным одношажным коньковым ходом, развитие равновесия и координации. Овладение переходами в классических ходах одновременного на попеременный и обратно. Дальнейшее совершенствование горнолыжной техники. Ознакомление с попеременным четырехшажным классическим ходом. Игры на лыжах: с преодолением неровностей, горнолыжные эстафеты. Передвижение по пересеченному рельефу 35-40 мин. с акцентом на совершенствование переходов в классических ходах, развитие выносливости.

2.        Знать технологию постановки лыж. Владеть одновременным одношажным коньковым ходом, владеть переходами в классических ходах. Пройти дистанцию 5 км без учета времени.

3.        Установка лыжных креплений. Особенность монтажа креплений для коньковых ходов. Расширение знаний по терминологии.

4.        Повторить комплекс упражнений по овладению одношажным коньковым ходом. Опробовать технологию монтажа креплений. Подготовить лыжи к учебным занятиям. Прогулки-вылазки 2-3 раза в неделю по 1 часу с использованием всего многообразия способов передвижения на лыжах.

 

IX класс.

 

1.        Взаимообучение коньковым ходам. Обмен опытом постановки лыжных креплений. Совершенствование всех способов передвижения на лыжах: ходы, подъемы, повороты, торможения, спуски ,преодоление неровностей. Овладение переходами в коньковых ходах. Овладение навыками судейства: определения результатов. Игры, эстафеты, задания с использованием различных способов передвижения на лыжах. Передвижение на лыжах 35-40 мин. с использованием равномерного, переменного, поворотного методов тренировки на отрезках 300-400 м, развитие общей и скоростной выносливости ,координации равновесия.

2.        Уметь выбирать лыжи оптимальной высоты и жесткости ,смазать лыжи, снять лыжную мазь, устранить отдачу, поставить крепления, подсчитать результат в индивидуальных соревнованиях. Владеть классическим и коньковым ходами, способами подъемов, стойками спусков ,способами торможений, поворотов ,преодоления неровностей. Выполнить нормативы на дистанциях 5 км (мальчики) ,3 км (девочки): 5 км – 29.40 (оценка «5»), 34.10 («4»), 39.20 («3»); 3 км – 20.10 («5»), 23.15 («4»), 26.45 («3»).

3.        Общее понятие о равномерном, переменном, повторном методах тренировки. Специфика организации, проведения трассы ,определения результатов, виды стартов).

4.        Повторить имитационные упражнения по овладению переходами в коньковых ходах. Подготовить лыжный инвентарь к учебным занятиям с учетом стиля. Вылазки-походы 2-3 раза в неделю по 1 часу с использованием всего разнообразия способов передвижения на лыжах.

 

X класс.

 

1.        Знакомство с пальпаторными методами подсчета ЧСС при передвижении на лыжах, взаимоконтроль за ЧСС. Выбор рельефа для разметки трасс. Овладение основами судейства соревнований, включая подсчет личных  эстафетных, командных результатов (по сумме времени и мест). Совершенствование способов передвижения на среднепересеченном рельефе с использованием игр, эстафет, заданий. Передвижение на лыжах 50 мин. по заданному методу тренировки ,развитие скоростно-силовой выносливости.

2.        Владеть методом подсчета ЧСС, уметь считать результаты в эстафете и командные (по сумме времени, сумме мест), знать общие правила проведения соревнований по лыжам, уметь дозировать нагрузку по ЧСС. Пройти дистанцию 10 км (ю) и 7,5 км (д) без учета времени.

3.        Общая характеристика методов воспитания скоростно-силовой выносливости ,способы дозировки нагрузки оздоровительной направленности. Общее понятие о профиле лыжной трассы. Подсчет результатов личных и командных соревнований.

4.        Повторить подсчет ЧСС методами пульсометрии при передвижении на лыжах. Выполнить задания по подсчету спортивных результатов – личных, в эстафетах, командных, принять участие в проведении соревнований в младших классах. Вылазки-походы на лыжах 2-3 раза в неделю. Участие в соревнованиях.

 

XI класс.

 

1.        Выбор способов передвижения с учетом рельефа дистанции, оптимальное распределение сил на дистанции, оптимальное распределение сил на дистанции. Совершенствование навыков контроля за ЧСС, смазки, парафирования лыж, постановки креплений (включая оказание помощи учащимся младших классов). Овладение умением дозировать нагрузки по скорости и ЧСС. Овладение навыками судейства соревнований (в том числе подсчетов результатов). Развитие общей скоростной выносливости при передвижении на лыжах заданным методом длительностью до 1 часа.

2.        Уметь оценивать нагрузку по системе Купера. Владеть Контролем за нагрузкой по ЧСС, подсчетом личных, командных результатов. Учебные соревнования на дистанциях 10 км и 7,5 (юноши), 5 км (девушки) с выполнением следующих нормативов: 10 км – 1:01 (оценка «5»), 1:11 («42), 1:22 («3»); 7,5 км – 45.38 («5»), 51.25 («4»), 59.25 («3»); 5 км – 34.40 («5»), 39.50 («4»), 45.50 («3»).

3.        Основы тактики лыжника-гонщика, распределение сил на дистанции, выбор способов передвижения с учетом рельефа. Общая характеристика оценки физической нагрузки при передвижении на лыжах по системе Купера.

Вылазки и походы 2-3 раза в неделю. Общая недельная нагрузка в передвижении на лыжах по системе Купера. Участие в школьных, городских и районных соревнованиях, судейс

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2019.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Просто о сложном