Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Спорт и здоровье

Место Имя Рейтинг
1 sportgrad 18.14




библиотеки





Яндекс цитирования

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ

 

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа проводится во внеурочное время (за исключением физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

 

 УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА (ГИМНАСТИКА)

 

Утренняя зарядка (гимнастика) выполняется учащимися ежедневно в домашних условиях (при открытой форточке) или на свежем воздухе. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры под руководством преподавателя.

Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов либо с предметами: гантелями, резиновыми бинтами, скакалками, эспандерами  и  т. д.  Примерная  продолжительность  занятий: для уча­щихся

I-IV классов — 8-10 мин, V-VШ классов — 10-15 мин, IХ-ХI клас­сов — 15-20 мин. Упражнения утренней гимнастики выполняют в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Далее выполняются бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения.

Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна 6ыть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. При­мерная продолжительность применения одного и того же комплекса — 12-15 дней.

Проведение утренней гимнастики на открытом воздухе в зимнее время рекомендуется при температуре не ниже: минус 6° — для учащихся I-II классов, минус 10° — III-IV классов и до минус 15° — VI классов. На рис. 98 приводятся примерные комплексы упражне­ний утренней гигиенической гимнастики для девочек и мальчиков 11-13лет.

 

 

 

 

 

 

 

ГИМНАСТИКА ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Гимнастика до учебных занятий в режиме школьного дня дополняет утреннюю зарядку, проводимую дома. Ее цель — способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению ра6отоспособности учащихся на уроках.

Проведение гимнастики на открытом воздухе способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к простудным заболеваниям.

Основа гимнастики до занятий — это комплекс физических упраж­нений для различных мышечных групп. В комплекс должны включаться упражнения для мышц верхнего плечевого пояса (движения руками и головой), мышц спины и брюшного пресса (наклоны вперед, назад, в стороны), мышц нижних конечностей (приседания, выпады), подскоки. Начинать и заканчивать комплекс необходимо ходьбой на месте.

Общее руководство проведением гимнастики до занятий осуществляет учитель физкультуры. Учителя-предметники контролируют проведение гимнастики в том классе, где у них первый урок.

Для того чтобы гимнастика до учебных занятий проходила наиболее организованно и эффективно, необходимо привлекать к ее проведению физкультурный актив. В каждом классе (начиная с IV-го) у физорга должны 6ыть 1-2 помощника для демонстрации правильного выполнения упражнений. Хорошо подготовленным помощникам мож­но доверить и проведение гимнастики. Инструкторы-общественники из числа учащихся старших классов проводят гимнастику с учащимися I-III классов.

 

 

6 – 5 РАЗ                           4 – 6 РАЗ

 

 

8 – 12 РАЗ       6 – 8 РАЗ

 

 

20 – 30 РАЗ                             4 – 6 РАЗ

 

 

                     6 – 8 РАЗ          25 – 35 СЕКУНД

 

 

            6 – 8 РАЗ                           4 – 6 РАЗ

 

 

                 4 –6 РАЗ                             6 – 8 РАЗ

 

8 – 12 РАЗ

 

 

6 – 8 РАЗ

 

 

                   4 – 6 РАЗ                 25 – 35 СЕКУНД

 

 

 

Проводить гимнастику надо на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде — в проветренных коридорах, рекреациях. Не рекомендуется проводить гимнастику до занятий в классных комнатах. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин (в младших классах — не более 5-6 мин).

Добиваясь качественного проведения гимнастики до учебных заня­тий, учителям физической культуры следует включать в комплекс наиболее простые упражнения, не требующие сложной координации, не дающие силовую нагрузку, исключающие упоры присев, отжимания и т.д.

Комплексы упражнений могут быть разучены на уроках физкультуры. Их следует менять не реже одного раза в месяц (желательно через каждые две недели). Каждый комплекс состоит из 5-6 упражнений. Количество повторений каждого упражнения — по усмотрению учителя. Гимнастику желательно выполнять под музыку.

Для проведения гимнастики целесообразно учащихся объединять по группам классов: I-III, IV-VI, VII-VII, IX-XI. Однако, в зависимости от конкретных условии и по усмотрению администрации школы и педагогов, она может проводиться с каждым классом отдельно.

Ниже приводятся примерные комплексы упражнений для разных групп классов.

 

I-III классы

 

Комплекс 1

1. Ходьба на месте с широкими, свободными движениями руками.

2. И.п. —  стойка  боксера  (левая  рука  впереди,  кисти сжаты в кулаки).

1 – 4     попеременное сгибание и разгибание рук.

3. И.п. — основная стойка (о.с.). 1 — руки к плечам, правую ногу в сторону на носок, наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же другой ногой.

4. И.п.    руки  на  поясе.  1 — наклон  туловища,  вперед прогнувшись;

2 — и.п.; 3 — наклон туловища назад, руки в стороны; 4 — и.п.

5. И.п. — о.с. 1 — присед, руки вперед; 2 — и.п.; 3—4 — то же, что 1-2.

6. И.п. — руки в стороны. 1 — прыжок ноги врозь, руки вниз; 2 — и.п.; 3—4 — то же, что 1 -2.

 

Комплекс 2

1. Ходьба на месте с движениями руками (вверх, в стороны, к пле­чам, к груди и т.д.).

2. И.п. — о.с. 1—2 — поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться; 3—4 — и.п.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — присед или полуприсед, руки в сторо­ны; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вверх, 4 — и.п.

4. И.п. — то же. 1 — наклон туловища вправо, правую ногу в сторону на носок, левую руку вверх; 2 — и.п., 3—4 — то же влево.

5. И.п. — то же. Прыжки на месте. 1 — ноги врозь; 2 — и.п.; 3 — пра­вую вперед, левую назад; 4 — и.п.; 5—8 — то же, но на счет 7 левую вперед, правую назад.

 

Комплекс 3

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедер.

2. И.п. — о.с. 1 — руки на пояс; 2 — руки к плечам; 3 — руки верх, потянуться; 4 — и.п.

3. И.п. — руки за головой. 1—2 — поворот туловища направо; 3-^4—то же налево.

4. И.п. — руки к плечам. 1 — полуприсед, руки вперед; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вверх; 4 — и.п.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — наклон туловища к правой ноге; 2 — наклон вперед; 3 — наклон к левой ноге; 4 — и.п.

6. И.п. — о.с., руки на поясе. 1-3 — прыжки на месте; 4 — прыжок с поворотом на 90°.

 

IV-VI классы

 

Комплекс 1

1. И.п. — о.с. 1 — руки вперед; 2 — руки вверх, прогнуться; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

2. И.п. — то же. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — то же назад.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — выпад правой ногой вперед; 2—3 — два пружинящих покачивания в выпаде; 4 — и.п.; 5—8 — то же левой ногой.

4. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — руки через стороны вверх, наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

5. И.п. — руки за головой. 1 — полуприсед, руки вверх; 2 — и.п.; 3 — присед, руки в стороны; 4 — и.п.

6. И.п. — руки на поясе. 1—4 — прыжки на обеих ногах, 5—8 — прыжки на левой; 9—12 — прыжки на правой.

Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями руками (вперед, в стороны, к плечам, за голову, на пояс).

 

Комплекс 2

1. Ходьба на месте с различными движениями руками.

2. И.п. — о.с. 1 — руки вперед, 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

3. И.п. — руки за головой. 1—3 — наклоны туловища вправо; 4 —и.п.; 5—8 — то же влево.

4. И.п. — стоя ноги врозь пошире, руки на поясе. 1 — наклон туло­вища к правой ноге; 2 — и.п.; 3 — то же к левой; 4 — и.п.

5. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища назад; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

6. И.п. — руки на поясе. Прыжки на месте. 1 — ноги врозь; 2 — ноги скрестно, правая перед левой; 3 — ноги врозь; 4 — скрестно, левая перед правой.

 

Комплекс 3

1. Ходьба на месте с движениями руками.

2. И.п. — о.с. 1—4 — круги руки и вперед; 5—8 — круги руками назад.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — наклон туловища вправо; 2 — наклон влево; 3 — наклон назад; 4 — и.п.

4. И.п. — руки за спиной, пальцы в «замок». 1 — присед; 2 — и.п.

5. И.п. — руки на поясе. 1 — выпад правой ногой вперед, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же другой ногой.

6. И.п. — то же. 1 — прыжок ноги врозь, руки вверх; 2 — и.п.; 3 — прыжок ноги врозь, руки в стороны; 4 — и.п.

 

VII-VIII классы

 

Комплекс 1

1. И.п. — руки в стороны. 1 — правую руку к плечу, левую в сторону; 2 — и.п.; 3 — левую руку к плечу, правую в сторону; 4 — и.п.

2. И.п. — руки вверху. 1 — круги руками внутрь; 2 — наклон тулови­ща вправо; 3 — круги руками наружу; 4 — наклон туловища влево.

3. И.п. — о.с. 1 — присед, руки в стороны; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

4. И.п. — руки вверху. 1 — поворот туловища направо, руки в сторо­ны; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево.

5. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища, вперед прогнувшись, руки в стороны; 2 — выпрямиться, руки к плечам; 3 — наклон туловища назад, руки вверх; 4 — и.п.

6. И. п. ~ руки на поясе. 1—3 — прыжки на обеих ногах; 4 — прыжок с поворотом на 180°.

Начинать и заканчивать комплекс ходьбой на месте с движениями руками (круги внутрь, наружу, вперед, назад, дуги внутрь, наружу)

 

Комплекс 2

1. Ходьба на месте с различными движениями руками.

2. И.п. — о.с. 1 — руки к плечам; 2 — руки вверх, подняться на носки; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

3. И.п. — руки на поясе. Т — присед, руки к плечам; 2 — и.п.; 3 — при­сед, руки в стороны; 4 — и.п.

4. И.п. — руки перед грудью. 1 — выпад вправо, руки в стороны; 2 — и.п., 3—4 — то же влево.

5. И.п. — руки к плечам. 1 — поворот туловища направо, руки в стороны; 2 — и.п., 3—4 — то же налево.

6. И.п. — о.с. 1 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 2 — прыж­ком ноги вместе, руки вверх; 3 — прыжком ноги врозь, руки в стороны; 4 — прыжком вернуться в и.п.

 

Комплекс 3

1. Ходьба на месте с поворотами (налево, направо, кругом).

2. И.п. — руки на поясе. 1 — руки перед грудью; 2 — руки вверх; 3 — руки в стороны; 4 — и.п.

3. И.п. — то же. 1 — выпад вправо, правую руку в сторону; 2 — и.п.; 3-4 — то же влево.

4. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища назад; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 — поворот туловища направо, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево.

6. И.п. — о.с. 1—4 — прыжки на обеих ногах с различными движени­ями руками.

 

IХ-ХI классы

 

Комплекс 1

1. И.п. — о.с. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — круги руками назад.

2. И.п. — руки вверху. 1 — правую руку к плечу, левую за голову; 2 — и.п., 3—4 — то же со сменой положения рук.

3. И.п. — о.с. 1 — полуприсед, левую руку в сторону, правую вверх; 2 — и.п.; 3-4 — то же со сменой положения рук.

4. И.п. — то же. 1 — руки за голову, правую ногу назад на носок, 2—и.п.; 3—4 — то же левой ногой.

5. И.п. — то же. 1 — выпад вправо, руки вперед; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

 

Комплекс 2

1. И.п. — о.с. 1 — руки в стороны; 2 — и.п.; 3 — руки вверх, поднять­ся на носки; 4 — и.п.

2. И.п. — полуприсед, руки на коленях. 1 — наклон туловища назад, руки вверх (ладонями наружу); 2 — выпрямиться, руки на пояс; 3 — наклон туловища вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 — и.п.

3. И.п. — стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — поворот туловища направо, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево.

4. И.п. — то же. 1 — наклон туловища влево, руки вверх; 2 — и.п., 3—4 — то же вправо.

5. И.п. — о.с. 1 — выпад правой ногой вперед, руки в стороны; 2 — присед или полуприсед, руки на колени; 3 — выпад вправо, руки вверх; 4 — и.п.; 5 — выпад левой ногой вперед, руки в стороны; 6 — присед или полуприсед, руки на коленях; 7 — выпад влево, руки вверх; 8 — и.п.

6. И.п. — руки на поясе. 1—4 — подскоки на правой ноге с поворо­том на 90° (на каждый счет). 5—8 — то же на левой ноге в другую сторону.

 

Комплекс 3

1. И.п. — о.с. 1—2 — руки через стороны вверх, подняться на носки; 3—4 —и.п.

2. И.п. — руки на поясе. 1-4 — круг туловищем вправо, 5—8 —то же влево.

3. И.п. — то же. 1— полуприсед на правой ноге, левую вперед на носок, руки в стороны; 2 — и.п.; 3—4 — то же со сменой положения ног.

4. И.п. — то же. 1 — присед или полуприсед, руки вперед; 2 — выпрямиться, правую ногу назад на носок, руки в стороны; 3 — присед или полуприсед, руки вперед; 4 — и.п.; 5—8 — то же со сменой положения ног.

5. И.п. — стойка ноги врозь, руки за головой. 1 — наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

6. И.п. — руки на поясе. Прыжки на месте. 1—4 — на правой ноге; 5—8 — на левой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ

 

Цели и задачи:

 

1)    Приобщение школьника к здоровому образу жизни.

2)    Повышение тонуса всего организма, восстановление работоспособности.

3)    Снижение напряжённости в учебной деятельности.

 

 

Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.

Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или физорга и не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их, когда у учащихся появляются первые признаки утом­ления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок.

Упражнения выполняются сидя и стоя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа. По команде педагога дежурный по классу открывает форточку или окно, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения. Комплексы физкультминуток рекомендуется под-6ирать в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.

Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражне­ния, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц — в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока. В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения в потягивании, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Ниже приводятся примерные комплексы упражнений для разных групп классов.

 

 

 

I-III классы

 

Комплекс 1

1. И.п. — о.с. 1 — руки в стороны, 2 — поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться — вдох; 3 — руки вперед; 4 — и.п. — выдох.

2. И.п. — руки на поясе. 1 — наклон туловища вперед; 2 — наклон назад; 3 — наклон вправо, 4 — наклон влево.

3. И.п. — то же. 1 — присед, руки вперед; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вверх; 4 — и.п.

4. И.п. — о.с. Ходьба на месте с движениями руками (вперед, вверх, к плечам, за голову).

 

Комплекс 2

1. И.п. — о.с. 1 — руки за голову, 2 — руки вверх, правую ногу на­зад, потянуться — вдох; 3 — приставляя правую ногу, руки за голову; 4 — и.п. — выдох.

2. И.п. — руки к плечам. 1—4 — круги руками вперед; 5—8 — то же назад.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — наклон туловища вправо, 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

4. И.п. — то же. 1— наклон туловища вперед; 2 — и.п.; 3 —присед, руки вверх; 4 — и.п.

 

Комплекс 3

1. Ходьба на месте с движениями руками (вверх, вперед, к плечам, к груди и т.д.).

2. И.п. — руки на поясе. 1 — поворот туловища направо; 2 — и.п.; 3 — поворот налево; 4 — и.п.; 5 — наклон туловища вперед; 6 — и.п.; 7 — наклон назад; 8 — и.п.

3. И.п. — руки за головой. 1 — присед, руки вверх; 2 — хлопок в ладоши над головой; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

4. И.п. — руки на поясе. 1 — выпад правой ногой вперед, руки вверх, 2 — и.п.; 3—4 — то же левой ногой.

 

       Комплекс 4 (сидя за партой)

1. И.п. — голова опущена, руки за головой, локти свободно опущены. 1—2 — поднимая голову, развести локти в стороны, прогнуться — вдох; 3—4 — расслабляя мышцы, вернуться в и.п. — выдох.

Варианты: 1—2 — поднимая голову, руки вверх, прогнуться — вдох; 3—4 — расслабляя мышцы, опустить голову и плечи, руки на голову — выдох. Прогибаясь в грудной и поясничной части, голову назад не запрокидывать; поднимая руки вверх, потянуться.

2. И.п. — руки к плечам, локти опущены. 1—2 — поворот туловища направо, руки вверх, потянуться — вдох; 3—4 — вернуться в и.п. — выдох. То же с поворотом налево.

3. И.п. — руки на парте. 1—2 — встать, 3-4 — и.п. Выполнить 4 раза.

 

Комплекс 5 (сидя за партой)

1. И.п. — руки согнуты, ладони на уровне плеч. Сжать пальцы в кулаки и выпрямить; затем расслабить пальцы. Выполнить 3 раза с небольшим перерывом.

2. И.п. — руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 — руки вперед, пальцы широко разведены; 2 — и.п.; 3—4 — то же, но руки вверх. Повторить 3—4 раза.

3. И.п. — руки перед грудью. 1 — поворот туловища налево, левая рука в сторону, 3—4 — то же направо.

 

IV-VI классы

 

Комплекс 1

1. И.п. — о.с. 1 — дугами вперед руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох; 2 — и.п. — выдох; 3 — круг головой вправо; 4 — круг головой влево.

2. И.п. — руки на поясе. 1 — правую ногу в сторону на носок, наклон туловища вправо; 2 ~ и.п.; 3—4 — то же в другую сторону.

3. И.п. — руки за головой. 1 — полуприсед, руки вперед; 2 — и.п.; 3 — наклон туловища назад; 4 — и.п.

4. И.п. — руки на поясе. Ходьба на месте. На каждый четвертый

счет — поворот на 90°.

 

Комплекс 2

1. И.п. — руки на поясе. 1 — наклон туловища назад; 2 — и.п.; 3 — наклон влево; 4 — и.п., 5—8 — то же, но на счет 7 наклон вправо.

2. И.п. — о.с. 1 — правую ногу назад на носок, руки вверх, прогнуться; 2 — и.п.; 3—4 — то же левой ногой.

3. И.п. — руки за спиной. 1 — присед; 2 — и.п.      

4. Ходьба на месте.

 

 

Комплекс 3

1. И.п. — руки перед грудью. 1 — руки вверх, подняться на носки; 2 — опуститься, руки на пояс; 3 — руки вверх, подняться на носки;

4 — и.п.

2. И.п. — руки на поясе. 1 — правую руку за голову, левую за спину;

2 — и.п.; 3—4 — то же со сменой положения рук.

3. И.п. — стойка ноги врозь, руки вверху. 1—3 — наклоны туловища влево; 4 — и.п.; 5—8 — то же вправо.

4. Ходьба на месте.

 

 

 

 

 

VII-VIII классы

 

Комплекс 1

1. И.п. — о.с. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую на пояс; 3 — пра­вую руку к плечу; 4 — левую к плечу; 5—8 — то же в обратном порядке.

2. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища вправо, руки вверх, 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

3. И.п. — руки к плечам. 1 — резким движением руки вперед; 2 — наклон туловища назад; 3 — выпрямиться, руки вверх; 4 — и.п.

4. И.п. — руки на поясе. 1 — поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2 — и.п.; 3—4 — то же налево со сменой положения рук.

 

Комплекс 2

1. И.п. — о.с. 1 — левую ногу назад на носок, руки вверх (ладонями наружу); 2 — и.п.; 3—4 — то же правой ногой.

2. И.п. — то же. 1 — полуприсед, руки вперед; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вперед; 4 — и.п.

3. И.п. — руки на поясе. 1 — наклон туловища вправо; 2 — и.п.; 3 — поворот туловища налево; 4 — и.п.; 5—8 — то же в другую сторону.

4. Ходьба на месте с различными движениями руками.

 

Комплекс 3

1. И.п. — руки на поясе. 1 — поворот туловища налево, руки вверх; 2 — и.п.; 3—4 — то же направо.

2. И.п. — руки за головой. 1 — наклон туловища вправо; 2 — наклон назад; 3 — наклон влево; 4 — и.п.

3. И.п. — о.с. 1 — присед, руки за спину; 2 — и.п.; 3 — присед, руки вверх; 4 — и.п.

4. Ходьба с поворотами на 90°.

 

                                 IХ-ХI классы

 

Комплекс 1  (поточно)

И.п. — о.с. 1 — руки вперед; 2 — пальцы в кулаки; 3 — руки вверх; 4 — пальцы выпрямить; 5 — руки за голову; 6 — руки к плечам; 7 — руки на пояс; 8 — руки к плечам; 9 — наклон туловища вправо; 10 — наклон влево; 11 — наклон вправо; 12 — выпрямиться, руки на пояс; 13 — по­ворот туловища направо, руки вверх; 14 — поворот налево, руки к пле­чам; 15 — поворот направо, руки вниз; 16 — и.п.

Повторить комплекс 2—3 раза подряд.

 

Комплекс 2 (поточно)

И.п. — о.с. 1 — руки на пояс; 2 — руки вверх, подняться на носки; 3—4 — руки через стороны вниз; 5 — выпад правой ногой вперед, руки вперед; 6 — и.п.; 7 — выпад левой ногой вперед, руки вперед; 8 — и.п.; 9 — наклон туловища назад; 10 — и.п.; 11 — наклон туловища вправо, руки вверх; 12 — и.п.; 13 — наклон влево, руки вверх; 14 — и.п.; 15т-упор присев; 16 — и.п.

Повторить комплекс 2—3 раза подряд.

 

Комплекс 3 (поточно)

И.п. — о.с. 1 — руки вперед, кисти в кулаки; 2 — руки вверх; 3 — руки назад; 4 — и.п.; 5 — руки на пояс; 6 — руки к груди; 7 — руки к плечам; 8 — руки вверх; 9 — наклон туловища вправо; 10 — наклон влево; 11 — наклон вправо; 12 — и.п.; 13 — полуприсед; руки вперед; 14 —и.п.; 15 — присед, руки к плечам; 16 — и.п.

Повторить комплекс 2 раза подряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНАХ

 

Правильно организованные подвижные игры благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников; они продуктивнее занимаются, лучше воспринимают материал, внимательно слушают учителя, спокойнее ведут себя в классе. Игры проводятся на больших переменах (желательно на свежем воздухе) под руководством учителя или кого-то из учащихся. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию. Для игр старших и младших школьников лучше отводить отдельные места. Хорошо проводить одновременно несколько игр, что дает детям возможность выбора. Игра, проводимая во время перемены, должна отвечать следующим требованиям: допускать возможность смены состава участников; быть хорошо знакомой де­тям; иметь простые правила; отвечать физической подготовленности учащихся; быть интересной. Необходимо поощрять стремление детей к самостоятельным играм.

 

Игры для I-IV классов

 

1 . «Воробьи» и «вороны»

На земле чертят 4 параллельные линии: две средние — на расстоя­нии 1—2 м друг от друга и две крайние — на расстоянии 10-15 м от них. Играющие (20-50 человек) разбиваются на 2 команды и располагаются вдоль средних линии спиной друг к другу, приняв положение низкого старта. Игроки одной шеренги — <<воробьи», игроки другой — «вороны».

Преподаватель называет одну из команд — например, «воробьи». При этом »воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игроков другой команды — «ворон». Ловить можно только тех, кто не добежал до своей крайней линии. По свистку преподавателя команды вновь возвращаются на свои места. Пойманных игроков «берут в плен», то есть они переходят в команду соперников.

Преподаватель называет то одну, то другую команды в любом порядке. При этом первые два слога он произносит протяжно, а последний — отрывисто: «во-о-о-ро-о-НЫ», «во-о-о-ро-о-БЬИ». До тех пор, пока руководитель не закончит слово, игроки не имеют права убегать или поворачиваться. Побеждает команда, «взявшая в плен» большее количество игроков.

2. Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место, начертив вокруг своих ступней на земле небольшой кружок.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Передача мяча

Играющие делятся на 2 или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю за ней. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

Примечание. Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другой.

 

4. Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

5. «Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний — ягненка; остальные — овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», »пастуха» и »ягненка», и игра возобновляется.

6. Эстафета со скакалкой

Играющие делятся на 2 команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

7. Кто раньше

Играющие делятся на 3 команды и становятся в колонну по одному у намеченной черты. Головные игроки держат в руках флажки. На расстоянии 30 м от черты против каждой колонны чертят круг диаметром 1 м. В круг ставят 4 булавы (или других предмета). По сигналу головные игроки бегут к булавам, кладут их на землю и, возвращаясь к своей команде, передают флажок второму игроку. Тот вновь ставит булавы и, вернувшись, передает флажок следующему игроку, и т.д. Побеждает команда, первой закончившая игру.

 

Игры для V-VII классов

 

1. Погоня по кругу

Играющие становятся по кругу вплотную друг к другу. Водящий располагается за кругом и держит в руках жгут. По команде препода­вателя он бежит по кругу и, не останавливаясь, кладет жгут позади одного из

 

играющих. Как только игрок это обнаружит, он хватает жгут и бросается в погоню за водящим, стараясь ударить его жгутом рань­ше, чем тот займет освободившееся место. Если это удастся, они меняются местами, и погоня продолжается — до тех пор, пока свободное место не будет занято. Если водящему удастся сделать полный круг и вновь взять положенный жгут, то прозевавший игрок становится водя­щим.

2. Рыбная ловля

Для проведения игры размечается прямоугольная площадка размерами 15(20)х3О(40) м. За меньшими сторонами прямоугольника располагаются «дома». Двое назначенных игроков («рыбаки») становятся в середине площадки (рис. вверху). По команде одного из них «В воду!» остальные игроки («рыбы») обязаны выбежать из «дома» и «переплыть» на противоположную сторону, избегая по пути «рыбаков» и увертываясь от них. Осаленные «рыбы» образуют цепь, по обе стороны которой становятся «рыбаки». Игра продолжается. Стоящие в цепи помогают «рыбакам» ловить «рыбу», но салить могут только «рыбаки» (рис. внизу). «Рыбам» разрешается разрывать цепь; при этом «улов» в счет не идет. Затем «рыбаки» подсчитывают свой «улов» и выбирают двух новых »рыбаков». В результате игры определяются самые удачливые «рыбаки».

 

3. На одной ноге по кругу

Играющие делятся на 2 команды, становятся по кругу на расстоянии 2-3 шагов друг от друга и рассчитываются по порядку номеров. По команде руководителя первые номера прыжками на одной ноге «обегают» последовательно каждого игрока спереди и сзади, становятся впереди вторых номеров и .т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит игру.

4. Встречная эстафета

В игре участвуют две команды. Игроки каждой команды рассчиты­ваются по порядку номеров. Команды в свою очередь делятся на 2 группы, которые выстраиваются друг против друга в колонны по одному на расстоянии 30-40 м: на одной стороне — четные номера, на другой — нечетные. По сигналу преподавателя первые номера бегут к колонне, стоящей напротив, и передают эстафету первому номеру, а сами становятся в конец колонны. Получив эстафету, вторые номера бегут и передают ее третьим номерам и т.д. Бег можно начинать только после получения эстафеты. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

5. Перебрасывание мяча

На площадке размечают квадрат 25 х 25 м или 30 х 30 м. В центре квадрата чертят круг диаметром 3 м. Играющие (20-40 человек) делят­ся на 4 команды. Каждая команда выстраивается в шеренгу на одной из сторон квадрата (лицом к центру). Первые игроки (правофланговые) каждой команды становятся в круг (лицом к своей команде), держа в руках по мячу. По сигналу преподавателя каждый из них 6росает мяч игроку своей команды, стоящему с правой стороны. Как только тот поймает мяч, игрок из круга бежит к своей команде и становится в шеренгу с левой стороны. Игрок, поймавший мяч, бежит в круг и 6ро­сает оттуда мяч следующему игроку своей команды (стоящему справа) и т.д. Выигрывает та команда, в которой первый игрок быстрее вернется в круг.

Если мяч не доброшен до игрока, бросавший поднимает его и, встав в круг, 6росает вторично.

Если мяч не пойман, то за ним бежит игрок, не поймавший его.

 

Игры для VIII-IХ классов

 

1. Туда и сюда

Играющие выстраиваются в шеренгу на линии старта (на расстоя­нии 3-4 шагов друг от друга). Каждый кладет у ног 3-4 каких-нибудь небольших предмета. По сигналу преподавателя игроки чертят вдоль линии, параллельной линии старта (на расстоянии 9-10 м от нее), три небольших кружка; затем они возвращаются к линии старта. По сигна­лу каждый игрок берет один из лежащих у его ног предметов и бежит к первому своему кружку, чтобы положить в него предмет; затем он возвращается за вторым предметом и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Когда все предметы размещены в кружках, игрок, не останавливаясь, возвращается поочередно к каждому кружку и, беря по одному предмету, приносит их обратно и складывает у своих ног. Тот, кто первым закончил переноску предметов туда и сюда, считается победителем.

2. Перетягивание на свою сторону

На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 7-8 м друг

от друга. Команды (по 10-20 человек) выстраиваются в шеренги напротив друг друга на середине расстояния между линиями. По сиг­налу преподавателя каждый игрок старается перетащить стоящего на­против соперника за черту своей команды. Игра продолжается 1 мин.

Выигрывает команда, перетянувшая за это время большее количество соперников.

3. Вытолкни из круга

На земле чертится круг. Играющие располагаются внутри круга, держа руки за спиной. По сигналу преподавателя каждый играющий старается вытолкнуть за пределы круга одного из своих соседей, толкая его спиной, плечами и локтями (хватать и толкать кистью запрещается). Тот, кто остался в кругу, считается победителем.

4. Эстафета

Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда располагается в произвольном порядке у своей линии старта, начерченной между двумя флажками. Флажки находятся на расстоянии 20 м друг от друга. Игроки в командах рассчитываются по порядку номеров. Первые номера, держа в левой руке эстафету, становятся за своей линией стар­та. По сигналу преподавателя, обежав 2 своих флажка, первые номера передают эстафету вторым, сами отходят к игрокам своей команды и т.д. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

5. Эстафета с городками

Играющие делятся на 2 команды и выстраиваются в колонны по одному (на расстоянии большого шага друг от друга). В руках у первых игроков по 2 городка. По сигналу преподавателя они поворачивают туловище направо (не отрывая ступней) и передают левой рукой городок сзади стоящему игроку. Затем, поворачиваясь налево, передают ему правой рукой другой городок. Вторые игроки, получив городки, передают их дальше таким же образом. Последний игрок, получив го­родки, обегает по очереди («змейкой») каждого игрока своей команды и, встав в голову колонны, снова передает городки назад, и т.д. По­беждает команда, первой закончившая эстафету.

 

Игры для Х-ХI классов

 

1. Последовательная эстафета

В игре участвуют 2 команды. Дистанция делится линиями на 4 отрезка: три по 10 м и четвертый — 5м (до флажка). У каждой черты встает по одному игроку; пятые стоят за последней чертой. По сигналу первые номера обеих команд бегут ко вторым и передают им эстафе­ту, вторые — третьим и т.д.

После передачи эстафеты первые — четвертые номера поворачиваются кругом. Пятые номера обегают флажок и передают эстафету в обратном порядке. Побеждает команда, быстрее закончившая эста­фету.

2. Чехарда

Играющие делятся на несколько команд и выстраиваются в колон­ны. Первый номер каждой колонны принимает одно из положений, указанных на рисунке. По сигналу преподавателя второй номер каж­дой колонны перепрыгивает через первого и становится в 3 шагах от него в том же положений. Последующие номера проделывают то же самое как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он, в свою очередь, перепрыгивает через всех, стоящих в колонне,

 

 

 

 

 

 

 

возвращаясь на свое место. Выигрывает команда, первый номер которой быстрее закончит игру.

3. Круговая эстафета

На земле чертят большой круг (диаметром 10-20 м) и намечают его центр. Играющие (от 20 до 100 человек) разбиваются на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по радиусу круга (спиной к центру). Первые игроки команд стоят на линии круга, держа в руках какой-нибудь предмет (флажок, жгут и т.д.).

Преподаватель становится в центре круга. По его сигналу первые игроки команд обегают круг в заданном направлении. Как только они убегают, на линию круга становятся следующие игроки. Обежав весь круг, головной игрок передает флажок второму игроку, а сам становится в конец своей колонны. Игрок, получивший флажок, также обегает круг и т.д. Последний игрок обегает круг и передает флажок преподавателю. Выигрывает команда, которая первой закончит эстафету.

4. Перетяни канат

Играющие (10-30 человек) делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки. На расстоянии 10-15 м от расположения каждой команды чертятся две параллельные линии. Внутри образовавшегося квадрата кладут канат длиной 15м, свернутый в кольцо (концы каната свободны и выпущены на 1 м в стороны). По команде преподавателя «Внимание — марш!» все бегут к центру пло­щадки и, взявшись за канат, стараются перетащить его на свою сторону.

Игра продолжается 1-2 мин. Выигрывает команда, перетянувшая весь канат (или большую его часть) за свою линию.

 

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2019.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Просто о сложном