Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Спорт и здоровье

Место Имя Рейтинг
1 sportgrad 18.14




библиотеки





Яндекс цитирования

по проведению в МОУ СОШ № 10 «Образовательный центр»


                                                                            «Утверждаю»

 

                                                                             Директор МОУ СОШ № 10

                               

                                                                                «Образовательный центр»

                                        

                                                                     ________________ С.С.Григорьева

 

 

                                               

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр»                                                     

                            г. Отрадного Самарской области

 

 

 

 

                                                  ПОЛОЖЕНИЕ

 

по проведению в МОУ СОШ № 10 «Образовательный центр»

                                                « урока здоровья»

В  состоянии   здоровья  детей   и   подростков,  являющихся интеллектуальным, кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции. Среди этой возрастной группы населения растет заболеваемость, ухудшается физические развитие, прогрессивно увеличивается распространенность факторов риска формирования здоровья и развития.

сегодняшнего дня является высокий травматизм детей как в быту, так и в условиях школы, в том числе, при занятиях физической культурой.

К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на борьбу с вредными привычками, влияющими на здоровье. Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.

Ребенок должен руководствоваться не только элементарными правилами индивидуальной гигиены, но также обладать необходимыми навыками в области психогигиены и усвоить определенные нормы поведения. Интересно в этом отношении высказывание М.В.Ломоносова:

«Чистоту соблюдать должно при столе, содержании книг, постели, платья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не только ленность, но и подлые нравы».

В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка (фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной  является  учебная  деятельность,  поэтому  вопросы формирования здорового образа жизни могут быть органично включены в учебно-воспитательный процесс. Необходима преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, профессиональные образовательные учреждения, трудовые коллек'1 ивы, неформальные объединения).

Гигиеническое обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях складывается из классной, внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой преподавателями всех предметов, медицинским персоналом учреждений, руководителями кружков, клубов, объединений. Классная работа ведется в соответствии с образовательными стандартами, учебными программами, методическими рекомендациями.

Основная цель  дня здоровья - влияние на общественное мнение и активизация дискуссий о значении здоровья в жизни современного человека, формировании здорового образа жизни.

Формы проведения  урока здоровья могут быть разнообразны:

• проведение    бесед,    лекций    медицинским    персоналом, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофильмов;

• организация игровых и состязательных форм обучения и воспитания:

викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске медико-профилактических бюллетеней, листовок;

• для старшеклассников организация конференций, диспутов, круглых столов, культурных мероприятий (КВНов, театральных постановок, капустников и т.п.).

Целесообразно посредством урока здоровья в общеобразовательном учреждении создать мотивацию и дать ребенку элементарные навыки здорового образа жизни.

Целью урока здоровья является осознание учащимися уникальности, неповторимости своего Я, формирование и развитие представлений о здоровье как важнейшей составляющей этого Я, создание мотивации на здоровый образ жизни.

     Сценарные планы уроков здоровья.

Уроки рекомендуется начинать с создания положительного эмоционального настроя. Это может быть достигнуто при помощи несложных коммуникативных упражнений, описываемых в приведенных сценарных планах ("Встаньте те, кто...", "Мое настроение ...цвета"). В вводной части желательно актуализировать имеющиеся у учащихся знания о предмете разговора с помощью упражнений типа "аукцион идей", "мозговой штурм". В основной части формируется отношение к проблеме и отрабатываются стратегии поведения, а в заключительной -осуществляется осмысление полученного опыта, рефлексия ("закончи предложение..." и т.д.). Урок заканчивается домашним заданием. Оно не будет проверяться, однако его выполнение предполагает совместную деятельность со значимыми взрослыми (родителями, близкими).

 

 

«Мы и наши привычки: правила рационального питания» (для учащихся 6-7 классов)

Цель. Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания, укрепление привычки к режиму питания и избеганию пищевых рисков.

Задачи. Актуализировать представления об основных питательных веществах; развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов; укреплять привычку соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.

Оборудование. Мягкая игрушка или мяч, листы бумаги, фломастеры, плакат с надписью "Человек есть то, что он ест", таблица «Рациональное питание".

Ход занятия

Вводная   часть.  Проводится  упражнение  "Цвет  моего настроения". Учи гель напоминает народную мудрость "Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Далее он предлагает вспомнить, в чем еще наиболее сильно проявляются наши вкусы и привычки. В процессе высказываний учащихся учитель подчеркивает высказывания о еде, при потреблении которой наиболее сильно проявляются привычки. В центре круга (если учащиеся сидят в кругу) или на доске укрепляется (пишется мелом) плакат «Человек есть то, что он ест».

Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: зачем люди едят. Выводом является то, что в пище содержатся основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы, жидкое гь, которые являются строительным материалом для роста, источником энергии, укрепляют иммунитет. Предлагается вспомнить, в каких продуктах какие основные питательные вещества содержатся, для чего они нужны (при этом используется таблица «Рациональное питание»).

Основные питательные вещества (ОВП)

 

Роль ОВП

 

Продукты, содержащие ОВП

 

Число

блюд в день

 

Белки

 

Помогают росту организма

 

Мясо, рыба, молоко и продукты из них

 

Не менее 2

 

Жиры и углеводы

 

Источники энергии

 

Мясо, рыба, молоко, продукты из них. Хлеб,крупы

 

Не менее 2 Не менее 4

 

Витамины и минеральные вещества

 

Укрепляют иммунитет

 

Фрукты и овощи

 

Не менее 4

 

Жидкость

 

Входит в состав тела

 

Жидкие продукты

 

Не менее 4

 

 

Участники обсуждают, чем опасен голод (без еды человек погибает через 1 неделю, без жидкости - через 3 дня) или отсутствие в питании основных питательных веществ (замедляется рост, развивается различные болезни и т.п.), а также - чем опасно переедание (если энергии тратится меньше, чем ее поступает с пищей, наступает ожирение). Участникам предлагается назвать известные им блюда различных национальных кухонь (при необходимости описать их). Обсудить, почему национальные кухни отличаются друг от друга (географические различия, климатические условия, культурные традиции) и что в них общего (в блюдах различных кухонь обязательно присутствуют основные питательные вещества).

Основная часть. Учитель спрашивает учащихся, что они привыкли есть на завтрак, обед, полдник, ужин. Класс делится (любым способом) на 4 команды. Каждая команда получает по листу бумаги фломастеры и придумывает по 7 (по дням недели) вариантов: первая - завтраков, вторая -обедов, третья - полдников, четвертая - ужинов. При этом необходимо, чтобы блюда были разнообразными и содержали основные питательные вещества, можно использовать и свои любимые блюда. Далее участники по очереди зачитывают свои варианты, из которых составляется «Меню на неделю». Оно помещается в середину круга или на доску. Оценивается разнообразие и наличие основных питательных веществ в предложенных блюдах, при необходимости вносятся изменения; обсуждается, является ли получившееся меню рациональным.

Заключительная часть. Ведущий предлагает подумать, в каких случаях и прочему еда может причинить вред. Задания даются по группам, на которые участники разделились ранее: первая группа - в чем опасность переедания; вторая - неумеренного употребления сладостей; третья - использования некачественных или загрязненных продуктов; четвертая -недостаточного или однообразного питания.

Учащимся предлагается вспомнить испытанное чувство голода (когда появлялось, в чем проявлялось, почему было неприятным). Учитель подчеркивает причину необходимость соблюдать режим питания. Учащимся предлагается завершить фразу: "Мой режим питания такой:

завтрак во столько-то, обед ...полдник...ужин".

Домашнее задание. Обсудить с домашними режим питания в семье, какое блюдо является самым любимым в семье, почему.

«Помоги себе сам»

(для учащихся 8-9 классов)

Цель.   Формирование   понимания   опасности   передозировки

лекарственными препаратами, умения применять меры первой помощи.

Задачи. Сформировать убеждение, что лекарства способны принести вред при неправильном обращении с ними; уточнить представления о правилах обращения с лекарственными препаратами, опасности самолечения, мерах первой помощи; сформировать умение оказывать первую помощь при отравлении лекарственными препаратами.

Оборудование. Набор химических реактивов, лакмусовая бумага.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о влиянии микроэлементов, и частности, содержащихся в лекарственных препаратах, на функционирование организма. Учащимся зачитывается фрагмент из романа Курта Воннегута "Завтрак для чемпионов": "Когда я был мальчиком, я встречал много людей с зобом. ...У этих несчастных землян так расперло щитовидную железу, как будто у них из глоток росла тыква. А для того, чтобы стать как все люди, им только надо было глотать ежедневно примерно около одной миллионной унции йода. Моя родная мать погубила свою нервную систему всякими химикалиями, которые будто бы помогали ей от бессонницы. ...Вот почему, когда я описываю в романе какой-то персонаж, у меня появляется страшное искушение:

сказать, что он ведет себя так из-за испорченной проводки либо оттого, что съел или не съел в этот день микроскопическое количество того или иного химическою вещества".

После чтения фрагмента предлагается ответить на вопросы: известны ли им заболевания, вызванные нехваткой витаминов, микроэлементов (цинга, зоб), почему незначительные изменения работы организма могут привести к тяжелым последствиям. Привести примеры из литературы, кино о негативных последствиях неумышленной передозировки лекарств.

Основная часть. Формирование представлений о значении витаминов, микроэлементов, содержащихся в лекарственных препаратах, в жизнедеятельности организма, о недопустимости бесконтрольного употребления лекарств. После напоминания, что при нормальном функционировании  человеческого  организма,  в  нем  постоянно осуществляются химические процессы, что само понятие «жизнь» неразрывно связано с такими процессами. Группе учащихся у доски предлагается провести химический опыт: продемонстрировать различные реакции лакмусовой бумаги на действия разных реактивов. Задаются вопросы: почему бумага меняет цвет? Можно ли провести параллели между реакцией бумаги на реактивы и организма на лекарственные препараты? Почему? Существуют ли резервы организма по борьбе с "интервенцией"? Что будет, если резервы исчерпаются? Обратить внимание на красный цвет бумаги и изменения, происходящие с человеком при отравлении.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии в случае отравления лекарственными средствами. «Аукцион идей»: что я сделаю при обнаружении симптомов отравления (передозировки) лекарственными средствами? Учащихся желательно разделить на 2-3 команды и опрос вести но очереди. Команда, не успевшая дать правильный ответ или ответившая неправильно, выбывает из игры ("госпитализируется")

Обобщение полученных знаний. "Госпитализированная" команда записывает на доске (или проговаривает вслух) правильные способы оказания первой помощи.

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи "домашние" способи оказания первой помощи при передозировке.

Веч))чцему на заметку. После опыта с лакмусовой бумагой и принятием решения о вреде, наносимом некоторыми веществами, можно обсудить - какие еще вещества наносят серьезный вред организму. Анализируя ответы, следует обратить внимание на алкоголь, табак.

«Человек и наркотики» (для учащихся 10-11 классов)

Цель. Формирование убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем.

Задачи. Сформировать стремление искать конструктивные способы решения проблем; представления о том, что употребление ПАВ не решает, а усугубляет жизненные проблемы; стойкую привычку отказа от ПАВ.

Оборудование.   Таблица   «К   чему   приводит  употребление наркотических веществ»; плакат «Наиболее типичные жизненные про­блемы, решая которые подростки становятся наркоманами».

Ход занятия

Вводная часть. После приветствия обсуждается, почему в последние годы так увеличилось число подростков - наркоманов, может ли эта проблема стать личной проблемой участников или их друзей и т.п. Актуализировать представления учащихся   об опасности решения жизненных проблем при помощи ПАВ.

Основная часть. Формирование представлений учащихся о том, что употребление ПАВ не приводит к конструктивному решению жизненных проблем. Учитель предлагает учащимся перечислить причины, по которым у подростка может возникнуть искушение попробовать ПАВ (может использоваться плакат "Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся наркоманами":

1. Любопытство

2. Давление группы, отсутствие навыка отказа

3. Попытка решить семейные и/или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками

4. Сенсация, возможность привлечь внимание

5. Скука, неумение интересно проводить свободное время"). Затем учитель предлагает коллективно заполнить вывешенную на

доске (пли расчерченную на ватманском листе) таблицу «К чему приводит

употребление наркотических веществ»

Утверждение

 

Всегда

 

Часто

 

Редко

 

1. Ухудшение здоровья

 

 

 

 

 

 

 

2. Потеря доверительных отношений с родителями

 

 

 

 

 

 

 

3. Потеря друзей

 

 

 

 

 

 

 

4. Нарушения закона

 

 

 

 

 

 

 

5. Физическая зависимость

 

 

 

 

 

 

 

6. Духовная зависимость

 

 

 

 

 

 

 

7. Снижение успехов в школе

 

 

 

 

 

 

 

8. Потеря возможности учиться / работать

 

 

 

 

 

 

 

9. Денежные проблемы

 

 

 

 

 

 

 

10. Контакт с криминальным миром

 

 

 

 

 

 

 

11. Духовная бедность: наркотик как

«волшебное» средство

 

 

 

 

 

 

 

12. Переход к использованию более сильных и опасных наркотиков

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подчеркивает, что реальным содержанием жизни наркомана является перечисленное в левой части таблицы.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии решения жизненных проблем без употребления ПАВ. Учащимся предлагается, сравнить плакат «Наиболее типичные жизненные проблемы...» и таблицу «К чему приводит употребление наркотических веществ», продолжить фразу: «Решая жизненную проблему (выбрать проблемы, перечисленные в плакате), я...».

Для того, чтобы избежать формального, ожидаемого ответа, желательно подчеркнуть, что употребление или отказ от ПАВ является личным выбором каждого. Человек делает выбор на основе критического мышления и умения прогнозировать последствия своих поступков. За свой выбор он несет персональную ответственность, прежде всего, перед самим собой (сделав однажды неверный шаг, ты не сможешь его переделать, потому что жизнь идет только из прошлого в будущее и возвратиться назад, чтобы что-то исправить, нельзя).

Создание положительной жизненной перспективы без употребления ПАВ. «Аукцион идей»: «По настоящему ценным в жизни является...» (дается несколько секунд на ответ). Подчеркиваются ответы, связанные со здоровым образом жизни.

Домашнее задание. Вместе с членами своей семьи сделать эскиз плаката о вреде наркотиков для участия в общешкольной выcавке.

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2019.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Просто о сложном