Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Спорт и здоровье

Место Имя Рейтинг
1 sportgrad 18.14




библиотеки





Яндекс цитирования

Программа по физической культуре для учащихся I—X классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе


Программа по физической культуре

для учащихся IX классов общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

 

 

Объяснительная записка

 

   Цель и задачи физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, определяются положениями Программы КПСС о всестороннем и гармоническом развитии и воспитании человека социалистического общества.

Преподавание предмета «Физическая культура» предполагает компенсацию нарушенных болезнью функций организма школьников, сообщение им знаний по физической культуре, формирование у них двигательных умений и навыков, поддержание оптимальной работоспособности на протяжении всего периода обучения, формирование убеждения, что забота человека о своем здоровье, физической подготовленности является не только его личным делом, но и общественным долгом.

  В основу программы по физической культуре для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, положена учебная программа по физической культуре для учащихся IX классов с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьников. Программа рассчитана на учителей физической культуры, имеющих специальное образование.

   Назначение школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за занимающимися физической культурой.

   Группы комплектуются школьным врачом и учителем физической культуры в мае на следующий учебный год. На основании заключения врача директор издает приказ по школе. В приказе указываются списочный состав групп, диагноз заболевания каждого ученика, время проведения занятий, учитель, проводящий занятия. Группы комплектуются с учетом возраста и функциональной способности организма ребенка переносить физическую нагрузку. По возможности следует выделять возрастные группы: 7—9, 10— 12, 13—14 и 15 — 16 лет.

   Физическое воспитание школьников, отнесенных к специальной медицинской группе,

* должно решать следующие задачи:

* содействовать восстановлению и укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, закаливанию организма;

* формировать навыки правильной осанки;

* формировать навыки правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;

* формировать основные двигательные умения и навыки;

* воспитывать устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой;

* воспитывать морально-волевые качества;

* содействовать формированию навыков культуры поведения;

* сообщать теоретические сведения по физической культуре.

   Наряду с обучением двигательным навыкам учитель должен сообщать учащимся необходимые сведения о режиме дня, закаливании, пра­вильном дыхании, влиянии занятий физической культурой на здоровье, прививать и закреплять гигиенические навыки (уход за телом, мытье рук после занятий, опрятность физкультурной формы), учить элементарным правилам самоконтроля.

   Материал программы сгруппирован по годам обучения физическим упражнениям (первый и второй год обучения) с учетом возрастных групп.

   В программный материал по гимнастике включен специальный раздел упражнений на расслабление мышц. Значительно расширен раздел дыхательных упражнений и упражнений на формирование осанки, профилактику плоскостопия.

   Помимо общеразвивающих упражнений в раздел гимнастики включены танцевальные эле­менты, упражнения в равновесии, в висах и упорах, а начиная с VI класса для девочек — элементы художественной гимнастики.

   Для юношей IXX классов включены упражнения с гантелями весом не более 1—2 кг. После 3—4 месяцев регулярных занятий вес гантелей при хорошем самочувствии можно увеличить до 2,5—3 кг.

   Из раздела легкой атлетики особое значение имеют строго дозированные ходьба и бег, упражнения в метании правой и левой рукой, прыжки в длину с места, а затем по мере роста физической подготовленности, с учетом индивидуальных особенностей учащихся — с 3—5 шагов разбега.

   Включенные в программный материал под­вижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. При проведении игры необходимо помнить, что в уроке со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, любая игра должна быть окончена за 10—7 мин. до конца урока.

   В программный материал для школьников IVVIII классов включены подвижные игры «Гонка мячей», «Передал — садись» и т.д. На втором году обучения дополнительно вводятся «Пионербол», «Мяч капитану», элементы баскетбола, волейбола, учебные игры в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам и со строгой дозировкой во времени (3—5 мин.).

   В занятиях лыжной подготовкой решаются параллельно задачи обучения ходьбе на лыжах и закаливания, оздоровления детей. В раздел включены упражнения в передвижении на лыжах по ровной местности, при подъемах в пологую гору и спусках с нее.

   При наличии соответствующих условий допускается обучение плаванию (в пределах 14 час.) за счет равномерного сокращения учебного времени по другим разделам программы.

Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, усвоение учащимися необходимого запаса двигательных умений и навыков, который даст им возможность заниматься физическими упражнениями вместе со всем классом в, случае их перевода в подготовительную группу.

   Опыт работы с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, показывает, что вполне допустимы и целесообразны совместные занятия школьников, страдающих различными заболеваниями. Объединение этих школьников в одну группу возможно по той причине, что характер приспособления организма к физической нагрузке, и в частности органов кровообращения и дыхания, во многих отношениях одинаков. Учитель обязан познакомиться с диагнозами заболеваний учащихся, особенностями протекания болезни, знать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений.

   Следует также учесть, что в составе группы могут быть ученики с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей школьников, в соответствии с которыми дозируется нагрузка на уроке.

   Дифференцированный подход можно осуществлять, применяя следующие приемы:

а) построение учащихся на уроке физической культуры не по росту, а по степени физической работоспособности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом — менее. Это позволяет относительно точно дозировать упражнения (например, ученики на правом фланге продолжают приседания, на левом — отдыха­ют и т.д.);

б) перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. Дети, у которых частота пульса превышает 80 ударов в минуту, ставятся на левый фланг;

в) при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, сделав два повторения, менее подготовленные — одно и т.д.;

г) при проведении игр ученики слабоподготовленные заменяются через каждые 2—3 мин.;

д) в I четверти рекомендуется 5—7 мин. основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий.

 

Примерная сетка часов для IVIII классов

 

Разделы программы

Классы

I—Ш

IV—VI

VII—VIII

Год обучения

первый

второй

первый

второй

первый

второй

Теоретические сведения

 

2

2

2

2

2

2

Гимнастика

 

30

26

28

22

22

20

Подвижные игры

 

26

24

 

 

 

 

Легкая атлетика

 

 

 

12

16

16

16

Лыжная подготовка

 

10

16

16

16

16

18

Баскетбол

 

 

 

10

12

12

12

Всего

 

68

68

68

68

68

68

 

Примерная сетка часов для IXX классов

 

Разделы программы

1-й год обучения

2-й год обучения

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Теоретические сведения

Гимнастика

Художественная гимнастика

Легкая атлетика

Лыжная подготовка

Баскетбол

Волейбол

2

16

 

12

16

14

8

2

10

10

10

16

12

8

2

12

 

16

16

14

8

2

6

12

12

16

12

8

Всего

68

68

68

68

 

   Уроки физической культуры планируются расписанием и проводятся из расчета 2 раза в неделю по 40 мин.  Посещение занятий обязательно. Ответственность за посещаемость возлагается на заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, классного руководителя и учителя физической культуры.

   Большинство занятий должно проводиться на открытом воздухе (на школьных площадках, в парках, садах и т.д.). Особенно это важно при наличии в группе детей с хронической пневмонией, бронхиальной астмой, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Вместе с тем во время занятий на открытом воздухе школьники нередко подвергаются переохлаждению, ведущему к рецидивам заболеваний. Поэтому учитель должен строго следить за соответствием одежды температуре воздуха.

   Проводя занятия на открытом воздухе, особое внимание следует уделять сочетанию движений с дыханием, не допускать длительных простоев. Подготовительную и заключительную части уро­ка в прохладную погоду можно проводить в помещении.

   В I четверти, которая рассматривается как подготовительный период, ставятся задачи: добиваться постепенной адаптации организма школьников к выполнению физической нагрузки; воспитывать у школьников потребность систематически заниматься физическими упражнениями. В течение этой четверти изучаются индивидуальные особенности каждого ученика, бытовые условия, способность организма переносить физическую нагрузку урока физической культуры, физическая подготовленность.

   В этот период на уроках физической культуры особое внимание уделяется обучению правильно сочетать дыхание с движениями. Соотношение дыхательных упражнений с другими рекомендуется 1:1 и 1:2, затем 1:3 и 1:4, т. е. после выполнения 1—4 общеразвивающих упражнений — 1 дыхательное. На первых уроках необходимо обучать детей правильно дышать в положении лежа, сидя, стоя, делая особый акцент на обучении смешанному и брюшному типам дыхания, приучать детей делать вдох и выдох через нос. Обучение сочетанию движений с правильным дыханием осуществляется в медленном темпе.

На занятиях со школьниками специальной медицинской группы применяется метод звуковой гимнастики с произношением на выходе гласных а, у, о, и, э и согласных ф, ш, с, а также различных звукосочетаний: бре, бру и т.д., что способствует развитию дыхательных мышц.

   Во IIIV четвертях (основном периоде обучения) осваиваются двигательные умения и навыки программы по физической культуре соответствующего года обучения. В содержание уроков этого периода включаются упражнения в равновесии, медленный бег, метание малых мячей в цель и на дальность правой и левой рукой, прыжок в длину с места, подвижные игры, лыжная подготовка, плавание. Все упражнения строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого школьника.

   Урок физической культуры в специальной медицинской группе состоит из трех частей. В отличие от обычного школьного урока длительность подготовительной и заключительной частей увеличивается.

   Подготовительная часть (20 мин в I четверти и 15—10 в остальных) включает подсчет пульса, опрос о самочувствии, дыхательные и общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение повторяется вначале 3—4 раза, потом 6—8 раз.

   Наличие отклонений в состоянии здоровья школьников требует создания благоприятных условий для кровообращения как во время выполнения упражнений, так и во время отдыха. С этой целью проводятся наиболее простые, уже знакомые упражнения. Эта часть урока служит и эмоциональной настройкой, без которой урок бывает неплодотворным. В связи с этим не сле­дует, особенно на первых уроках, злоупотреблять строевыми упражнениями.

   В основной части (10—20 мин.) изучаются упражнения одного из видов программы. Включаются подвижные игры. Организм учащихся IIII классов даже на малоподвижную игру реагирует резким учащением пульса, повышением артериального давления, причем к исходным данным и частота пульса, и давление возвращаются медленно. Поэтому время игры не должно превышать 3—7 мин. Игры проводятся на 25— 32-й мин. от начала урока (при 45-минутном уроке). Проведение медленной ходьбы, дыхательных упражнений, отдыха сидя после игры обязательно. В конце основной части проводятся общеразвивающие упражнения в спокойном, несколько замедленном темпе, с паузами для отдыха.

   В заключительной части (5—10 мин.) урока проводятся простые упражнения на расслабление, медленная ходьба, спокойные танцевальные шаги, дыхательные упражнения. Определяется частота пульса, подводятся итоги урока, повторяется задание на дом. Завершение урока должно настраивать на следующие занятия и вызывать удовлетворение прошедшим уроком.

   В специальной медицинской группе, как пра­вило, занимаются физической культурой дети с различными заболеваниями. При относительно одинаковом функциональном состоянии школьников следует учитывать показания и противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений.

   Для детей, имеющих отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.), противопоказаны упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, с резким ускорением темпа, со статическим напряжением. Рекомендуются общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 15 сек. в конце I четверти первого го­да обучения до 1,5—2 мин. в конце второго года обучения).

   Детям с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) тоже противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание. Особое внимание в занятиях с ними уделяется дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания, особенно углубленного выдоха. Удлинению выдоха помогают упражнения на развитие диафрагмального дыхания и упражнения дыхательного характера с выдохом через рот с одновременным произношением гласных (а, у, е, и, о) и согласных (р, ж, ш, щ, з, с) букв или их соединений, например: бре, бри, бру и т.п. Эти упражнения должны рекомендоваться детям для выполнения дома по 3—5 раз в день.

   Для детей с заболеваниями почек значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием ограничивается время пребывания в воде до 10— 15 мин.

   Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения, вызывающие перенапряжение нервной системы (например, упражнения в равновесии на повышенной опоре), уменьшается время игр и т.д.

   При заболеваниях органов зрения исключаются упражнения, связанные с сотрясением тела.

   При хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

   Для детей, имеющих лишний вес, рекомендуются упражнения с отягощениями (гантели, набивные мячи).

   Значительная часть школьников имеет какие-либо нарушения осанки. Наибольшее число дефектов отмечается в форме плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий и положения лопаток, отставание нижних углов лопаток, сведенность плеч вперед), в снижении дееспособности стопы (плоскостопие). Для исправления ранее возникших нарушений осанки применяется разносторонняя общефизическая подготовка. Упражнения рекомендуется проводить лежа на спине и на животе, на четвереньках. Танцевальные упражнения также помогают улучшить осанку. Они применяются в виде подготовительных упражнений, танцевальных элементов, их простейших комбинаций — танцевальных игр и танцев.

   Каждое физическое упражнение должно проделываться свободно, без задержки дыхания. В тех случаях, когда она неизбежна, после окончания упражнения необходимо дать 2—3 дыхательных движения с числом повторений не более 3—5.

   Следует обращать внимание на глубину выдоха, так как сокращение периода и глубины выдоха отрицательно сказывается на самочувствии и работоспособности. Укорочение выдоха во время выполнения упражнений ведет к увеличению среднего объема воздуха в легких; это неблагоприятно для газообмена, так как ухудшается альвеолярная вентиляция.

При обучении младших школьников физическим упражнениям следует учитывать их недостаточный двигательный опыт, поэтому возрастает роль методов обеспечения наглядности. Дети младшего школьного возраста еще склонны к предметному, образному мышлению. Поэтому в занятиях со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, надо с помощью доходчивых, образных объяснений органически связывать наглядность с возможно глубоким осмысливанием сути изучаемых двигательных действий, их назначения, правил выполнения, влияния на организм.

   В ходе разучивания движений применяются методические приемы, связанные с использованием внешних регуляторов и ограничителей параметров движения, которые помогают почувствовать, правильно ли оно выполняется. Большое место отводится игровым методам выполнения учебных заданий.

   Необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок. Для девочек уменьшается время выполнения медленного бега до 10—40 сек. с учетом постепенности нарастания нагрузок, снижается число повторения упражнений.

   Школьники IVVIII классов вступают в период полового созревания. Время полового созревания не всегда соответствует календарному возрасту. Эндокринные и нервные влияния в этот период могут несколько ухудшить состояние здоровья, что значительно усложняет педагогический процесс. Резкое увеличение длины тела, нарушения регуляторных механизмов управления двигательными и вегетативными функциями сказываются на процессе овладения двигательными навыками.

   Под влиянием занятий физическими упражнениями сдвиги вегетативных функций (дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т.д.) в подростковом возрасте изменяются менее показательно. Для подростков (особенно мальчиков) характерна склонность к переоценке сил, они нередко отличаются неустойчивостью поведения, большой впечатлительностью. Все это важно принимать в расчет при постановке учебных заданий в процессе физического воспитания школьников, отнесенных к специальной медицинской группе. Целесообразно приучать учащихся IVVIII классов сознательно анализировать, оценивать и регулировать мышечные ощущения.

   В старшем возрасте ярко выражена способность школьников к отвлеченному мышлению, приобретенные ранее запас знаний и двигательный опыт создают возможность совершенствовать умение целесообразно пользоваться созданным запасом двигательных навыков в различных условиях жизни.

   На занятиях с юношами большое значение приобретает применение упражнений с отягощениями, вес отягощений подбирается с учетом физических возможностей школьников. При выполнении упражнений с отягощениями необходимо избегать задержки дыхания, натуживания.

   Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья — это прежде всего педагогический процесс. Поэтому основные методы обучения и воспитания, принятые в работе по физическому воспитанию вообще, обязательны и для работы с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе.

   Состояние здоровья, отставание в физической подготовленности, а также психологические особенности ослабленных школьников предъявляют повышенные требования к соблюдению дидактических принципов в обучении физическим упражнениям. Педагогический процесс в этих условиях требует особой чуткости, внимания, такта со стороны учителя, полной его осведомленности о педагогической и врачебной характеристике каждого школьника. От этого во многом зависит успех дела. Учащиеся должны знать, с какой целью дается то или иное упражнение, тогда они сознательнее и активнее будут его выполнять.

   Следует добиваться с первых же уроков правильного усвоения школьниками основ упражнения и особенно правильного сочетания движения с дыханием. Поэтому темп на первых занятиях будет медленным, что позволит контролировать правильность движений как самими занимающимися, так и учителем физической культуры.

   Педагогический контроль за школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, осуществляется учителем физической культуры на каждом уроке. На первых 15—20 уроках не следует допускать появления признаков утомления (потоотделение, покраснение кожных покровов и т.п.). В дальнейшем при хорошем самочувствии можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной усталости. Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса как за один урок, так и за серию уроков. Пульс у основной массы школьников после урока физической культуры должен вернуться к исходным данным в течение 5—10 мин.

   Учитель систематически осуществляет контроль за уровнем физической подготовленности учащихся. По мере прохождения материала оценивается качество выполнения физических упражнений, входящих в учебную программу. Кроме того, используются тесты: измерение силы кисти, прыжок в длину с места, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы обеими руками из положения сидя, ноги врозь. Оценка уровня физической подготовленности проводится в сентябре, декабре и апреле каждого года.

 

   Особое внимание следует уделять планированию учебной работы. Основными документами в учебной работе должны быть:

а) поурочный план на полугодие для каждой группы;

б) план-конспект урока;

в) журнал учета занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, отражающий общие сведения об учащихся (фамилия, имя, отчество, год рождения, класс, диагноз заболевания, осанка, длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями), поурочный учет частоты сердечных сокращений, содержание задач урока, индивидуальные задания.

   Организация физического воспитания школьников с отклонениями в состоянии здоровья не может ограничиваться только уроками физической культуры. Уроки должны подкрепляться правильным режимом учебного дня, в том числе физкультурно-оздоровительными мероприятиями (физкультминутки на уроках других дисциплин, физические упражнения на переменах, утренняя гимнастика и т.д.). Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе, участвуют также в посильных для них формах внеклассной работы по физической культуре: массовых физкультурных праздниках, прогулках, экскурсиях и т.д., за исключением участия в спортивных соревнованиях.

   Необходимо вести разъяснительную работу с учениками и их родителями о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, мобилизовать внимание всего педагогического коллектива школы, родительского комитета к вопросам физического воспитания ослабленных школьников.

   Оценка успеваемости по предмету «Физическая культура» осуществляется путем текущего учета и итоговой проверки техники выполняемых упражнений. В свидетельство о восьмилетнем и среднем образовании ставится «зачет» по программе специальной медицинской группы.

   Перевод учащихся в другую медицинскую группу осуществляется врачом по данным медицинского осмотра при согласовании с учителем физической культуры и утверждается приказом директора школы.

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2019.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Просто о сложном