Программа, содержание учебного материала и методическое обеспечение урока по баскетболу в 6-м классе
Цель физического воспитания в школе - содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается программой, основанной на игровой деятельности, которая призвана решить основные задачи физического воспитания школьников.
Оздоровительные цели:
- развитие основных ведущих качеств (кондиционных и координационных);
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Образовательные цели:
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- приобретение специальных знаний по баскетболу, что дает возможность осмысленно применять их в учебном процессе на практике и укреплять интерес к занятиям баскетболом в старших классах на должном технико-тактическом уровне.
Воспитательные цели:
- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях баскетболом;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов, активной, творчески мыслящей личности.
Организационно-методические указания
Сюда относятся:
- высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке;
- педагогические задачи освоения игры в баскетбол; обучение двигательным действиям в баскетболе;
- освоение теоретических и методических знаний об игре в баскетбол;
- приобретение умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;
- достижения соответствующего уровня двигательных способностей.
Содержание учебного материала.
Основы знаний.
- Санитарно-гигиенические требования к уроку.
- Разметка игровой площадки.
- Правила участия в подвижных играх, подготовительных к баскетболу.
- Правила игры в мини-баскетбол.
- Основные термины в баскетболе.
- Жесты судей в баскетболе: ошибка в ведении, фол, спорный мяч, мяч не засчитан, минутный перерыв.
Двигательные умения и навыки.
1. Техническая подготовка.
- Техника нападения .
- Техника передвижений.
- Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии; одна нога выдвинута вперед).
- Передвижения приставными ногами (лицом вперед, вправо, влево, спиной вперед).
- Прыжки толчком двух ног.
- Прыжки толчком одной ногой.
- Остановки (прыжком, двумя шагами).
- Повороты на месте.
- Техника владения мячом.
- Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
- Ловля двумя руками “высокого” мяча.
- Ловля двумя руками “катящегося” мяча.
- Передачи мяча.
- Передача мяча двумя руками от груди.
- Передача мяча двумя руками сверху.
- Передача мяча двумя руками снизу.
- Передача мяча одной рукой от плеча.
- Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
- Броски мяча.
- Броски мяча двумя руками от груди с места.
- Броски мяча одной рукой от плеча с места.
- Броски мяча одной от плеча в движении после двух шагов.
- Ведение мяча.
- Ведение мяча с высоким и низким отскоком.
- Ведение мяча с изменением скорости передвижения.
- Ведение мяча с изменением высоты отскока.
- Ведение мяча с переводом на другую руку.
- Ведение изменением направления движения.
- Ведение мяча с обводкой препятствия.
- Техника защиты.
- Техника передвижения.
- Стойка защитника с выставленной вперед ногой.
- Стойка защитника со ступнями на одной линии.
- Передвижения защитной стойкой вперед, назад, в стороны.
- Техника владения мячом.
- Вырывание мяча.
- Выбивание мяча.
2. Тактическая подготовка.
- Тактика нападения.
- Индивидуальные действия без мяча.
- Выход на свободное пространство с целью освобождения от опеки противника и получения мяча.
- Индивидуальные действия игрока с мячом.
- Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча.
- Выбор способа передачи мяча в зависимости от расстояния.
- Применение изученных способов передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
- Групповые действия.
- Взаимодействие двух игроков “передай выходи”.
- Взаимодействие трех игроков “треугольник”.
- Командные действия.
- Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
- Индивидуальные действия без мяча.
- Тактика защиты.
- Индивидуальные действия.
- Выбор места по отношению к нападающему с мячом.
- Применение изученных защитных стоек передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего.
- Выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча.
- Противодействия выходу свободное место для получения мяча.
- Групповые, действия.
- Взаимодействия двух игроков “подстраховка”.
- Командные действия.
- Переключения о г действий в нападении к действиям в защите.
- Использование подвижных игр, подготовительных к баскетболу.
- Индивидуальные действия.
3. Организаторские умения.
- Умение выполнять обязанности помощника учителя в организации и проведении подвижных игр.
- Умение командовать и управлять строем на месте и в движении.
- Умение правильно объяснить и провести с классом несколько упражнений.
4. Ведущие физические качества.
- Быстрота (увеличение скорости простых движений, быстрота реакции).
- Ловкость (точность и координированность движений).
- Гибкость. Выносливость.
5. Участие в соревнованиях.
- По подвижным играм, подготовительным к баскетболу.
- По тестированию средствами баскетбола (СФП).
- По мини-баскетболу (упрощенный вариант)
6. Тестирование средствами баскетбола (СФП).
- Ведение мяча с изменением направления (“змейка”) 30м (2 х 15).
- Челночный бег с ведением мяча 3 x 10м.
- Передача мяча двумя руками от груди в стену.
- Штрафной бросок.
Таблица оценки тестов.
Наименование теста |
“5” |
“4” |
“3” |
|||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
“Змейка” с ведением мяча 2Х15 м/сек |
10,0 |
11,0 |
10,5 |
11,5 |
11,0 |
12,0 |
Челночный бег” с ведением мяча 3Х10 м/сек |
8,6 |
9,0 |
8,9 |
9,2 |
9,2 |
9,4 |
Штрафной бросок, 10 бросков (кол-во попаданий) |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Бросок в движении, 10 бросков (кол-во попаданий) |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Переда мяча в стену за 30 сек (кол-во передач) |
19 |
18 |
18 |
17 |
17 |
16 |
Требования к учащимся после прохождения учебного материала.
Знать:
- характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
- использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
- возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
- возрастные особенности развития основных физических качеств.
Уметь:
- быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
- свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
- вести мяч правой и левой рукой;
- выполнять броски мяча с близкого расстояния;
- осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
- определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.
Демонстрировать:
- изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
- взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
- развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
- возрастную динамику физической подготовленности;
- оценку показателей физического развития.