Главная www.my-edu.ru
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Учителей:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 164
Учеников:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 145
Материалов:
Сегодня: 0
ВСЕГО: 240
Категории

Топ10 авторов в категории Спорт и здоровье

Место Имя Рейтинг
1 sportgrad 18.14




библиотеки





Яндекс цитирования

Создание здоровьесберегающей среды как фактора как фактора здорового образа жизни учащихся


Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр»

 г. Отрадного Самарской области

Создание здоровьесберегающей среды как фактора как     фактора здорового образа жизни учащихся

Здоровье является фактором личностно-ценного образования. Целая серия нормативных документов подкрепляет главные задачи современной школы: воспитание здоровой личности, личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя. Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных конкретных условиях успех конкретного учащегося. Руководствуясь научно-методическими разработками в области здоровье-сбережения, мы считаем, что сохранение здоровья обучающихся возможно за счет следующего:

а) обеспечения реальной разгрузки содержания общего образования,
б) использования эффективных методов обучения,
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой,
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи,
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях,
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Введение в практику образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, оздоровительной работы позволяет достичь качества, эффективности и доступности — трех ключевых элементов программы модернизации образования.

В области создана и развивается образовательная модель по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства, направленная на сохранение и обеспечение здоровья всех участников образовательного процесса. В течение более десяти лет на основе анализа собственных ресурсов и условий, большой заинтересованности руководителей, педагогов, родителей и учащихся в образовательных учреждениях создавались программы «Здоровье».

Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений области показал, что существующие модели включают следующие формы и виды деятельности.
1. Реализация профилактических образовательных программ. Профилактическая работа по сохранению здоровья детей и подростков во многих образовательных учреждениях области представлена следующими программами: профилактика осанки (ЛФК, корригирующая гимнастика, оздоровительный массаж); профилактика нарушения зрения (специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения, бумажные офтальмомассажеры, методы простейших зрительно-координатных тренажей (по Базарному В.Ф.), программы профилактики близорукости); профилактика стресса; витаминизация; профилактика йододефицита; профилактика ожирения; профилактические программы с часто и длительно болеющими детьми (витаминизация, фитотерапия, бассейн, сауна, массаж), гиперактивными и медлительными детьми; профилактика вредных привычек; комплексные программы по формированию культуры здорового образа жизни; сквозные курсы «Разговор о правильном питании», «Познай себя», «Твое здоровье», «Уроки здоровья»; профилактическая деятельность в рамках предметных циклов; психологические и психопрофилактические программы; различные формы внеклассной профилактической работы и т.д.

2. Создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья.
Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей научно обоснованным гигиеническим нормативам среднесуточной двигательной активности школьников на основе возрастных и половых особенн
остей. В школах области накоплен опыт по разработке и внедрению физкультурно-оздоровительных программ, методик и технологий, направленных на повышение двигательной активности школьников.

В программах не только отводится большое внимание организации урока физической культуры на основе здоровьесбережения, но и предусмотрены различные внеклассные и дополнительные занятия. Так, во многих школах проводятся спортивные праздники, спортивные часы, подвижные перемены, спортивные соревнования, конкурсы, олимпиады по физической культуре, туристические походы, слеты, дни здоровья, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, спортивный час в группах продленного дня, занятия адаптивной физической культурой, ЛФК, корригирующая гимнастика, оздоровительный массаж, оздоровительная аэробика, занятия в тренажерных залах, бассейнах. При проведении уроков адаптивной физической культуры школьники обучаются технике саморегуляции, психогимнастике и т.д. Во всех школах области введен третий час физической культуры, цель введения которого — повышение двигательной активности школьников; формы его проведения различны: подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах, танцы, новые виды спорта и т.д.

3. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил.

Здоровьесберегающие условия учебно-воспитательного процесса должны основываться на государственных образовательных стандартах, которые предполагают создание программно-методического и материально-технического обеспечения (новые программы и учебники, переработка действующих программ и учебников, учебно-наглядные пособия и учебное оборудование) в соответствии с содержанием, организацией образовательного процесса и физиолого-гигиеническими требованиями к нему. Приведение в соответствие академических требований возможностям учеников, индивидуализация этих требований в качественном и количественном отношениях, придание содержанию образования личностного смысла позволяют создать условия для раскрытия потенциальных возможностей ученика, что делает обучение успешным и помогает избегать и педагогической запущенности и академической неуспеваемости.

В школах области большое внимание уделяется созданию внутреннего здоровьесберегающего пространства, что предполагает:
• приведение состояния здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами;
• оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
• наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
• наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
• организация рационального питания (организация диетпитания);
• наличие здоровьесберегающей службы, деятельность которой осуществляется квалифицированными специалистами (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

Для снятия умственного напряжения и переутомления, а также повышения эффективности учебного труда в школах области ведется деятельность по оптимизации учебной и психологической нагрузки, которая предполагает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной (учебный план, расписание, урок на основе здоровьесбережения) и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
• проведение здоровьесберегающей экспертизы учебных программ, авторских технологий, методик;
• введение инноваций в учебный процесс на основе экспертизы специалистов;
• введение здоровьесберегающего компонента в учебные дисциплины; • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);
• индивидуализацию и дифференциацию обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работу по индивидуальным программам в старших классах.

Коррекция учебно-воспитательного процесса в соответствии со здоровьесберегающими принципами осуществляется с учетом результатов регулярного комплексного изучения состояния здоровья школьников, проводимого школьным психологом, медицинскими и педагогическими работниками школы, медицинских и педагогических учреждений района, города, области в целом.

 

0
Ваша оценка: None

© Urikor, 2008-2019.    Всю ответственность за размещенные материалы несут авторы, их разместившие!
Просто о сложном