«Врачебно – педагогический контроль»
Методика исследования пульса
Исследование пульса начинается с определения пульсовых позиций (сначала на левой, а затем на правой руке), для чего необходимо тыльную сторону запястья положить в ладонь другой руки и пальцами обхватить запястье так, чтобы подушечки концевых фаланг легли на лучевую артерию. При этом средний палец должен располагаться на выступе лучевой кости, на уровне шиловидного отростка, указательный палец – на складке запястья, безымянный палец – с другой стороны от среднего пальца. Место расположения указательного пальца будет первой позицией, среднего пальца – второй позицией, безымянного пальца – третьей позицией. У людей невысокого роста это расстояние на запястье более узкое и пальцы прижимаются друг к другу тесно, а у высоких людей расстояние между позициями будут несколько свободнее.
Позиции и расположения пальцев показаны на рис.1.
Методические рекомендации по определению физической нагрузки во время урока (пульсометрия)
Цель работы: определить воздействие физических упражнений на занимающихся и ответную реакцию ССС на протяжении структурных частей урока.
Для решения данной цели необходимо:
1. В качестве объекта наблюдения выбрать "среднего" ученика, достаточно активного и дисциплинированного.
2. Первый замер пульса производится перед уроком и считается нормой, следующие замеры производятся через 3 или 5 минут, или после окончания серии упражнений, последний замер производится после окончания урока.
3. Пульс подсчитывается в течение 6 секунд и количество ударов умножается на 10, или же за 10 секунд и умножается на 6, с тем чтобы установить их количество в минуту.
4. Необходимо сделать не менее 10 замеров, показатели пульса заносятся в протокол (см. образец).
5. После всех измерений составляют кривую нагрузки. По горизонтальной линии от исходной точки откладывают время, с указанием времени измерения пульса и отмечают точками; по вертикальной линии от той же точки отмечают количество ударов пульса, начиная от 60-ти, и вычерчивают кривую, которая в определенной степени отражает уровень физических упражнений. По этой же кривой можно судить об эффективности отдельных частей урока в плане физической нагрузки.
6. Интегральным показателем реакции организма на выполненную работу является величина частоты сердечных сокращений. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы составляет 170-200 уд/мин.
Работой средней интенсивности следует считать такую, которая вызывает ЧСС 140-160 уд/мин, и низкой 110-130 уд/мин. В каждое занятие рекомендуется включать 2-3 коротких "пика" нагрузки продолжительностью до 2 минут при ЧСС 90-100% от максимальной.
Протокол показателей пульса
Цель: Определить воздействие физических упражнений на занимающихся и ответную реакцию ССС на протяжении структурных частей урока.
Время и место поведения урока: 11.10 – 11.50, спортивный зал шк №10
Задачи урока:_учить опорному прыжку через коня боком, повторить кувырок вперед, разучить акробатическую комбинацию
Ф.И.О. проводящего урок: Ольшанский Владимир Александрович
Объект наблюдений: Ф.И. учащегося: Кисилёва Надежда 13 лет
Части урока |
Время измерения |
Содержание урока |
Показатели пульса |
Примеча ние |
|
6 секунд |
1 минута |
||||
Вводно – подготовительная часть 10 мин. |
00 |
До начала урока |
9 |
90 |
|
03 |
Строевые упр–я. Ходьба. ОРУ с гимнастическими палками |
12 |
120 |
|
|
06 |
Бег, переход на ходьбу, упр–я на восстановление дыхания |
15 |
150 |
|
|
10 |
Перестроение в колонну по 3. ОРУ на месте с гимнастическими палками. Прыжки. |
17 |
170 |
|
|
Основная часть 27 мин |
13 |
Перекаты в группировке |
13 |
130 |
|
17 |
Стойка на лопатках. Страховка. |
15 |
150 |
|
|
21 |
Перестроение. Подводящие к опорному прыжку через коня боком |
18 |
180 |
|
|
27 |
Выполнение опорного прыжка |
19 |
190 |
|
|
32 |
Подводящие упражнения к выполнению комби- нации, разучивание акробатической комбинации |
16 |
160 |
|
|
Заключитель-ная часть 3 мин. |
37 |
Перестроение в одну колонну, игра на внимание |
15 |
150 |
|
40 |
Подведение итогов, выход из зала |
11 |
110 |
|
|
|
Итого: 1520 |
Средний показатель пульса 1520: 10=152 уд/мин.
График динамики пульса
пульс
210 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
190 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
180 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
170 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
160 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
140 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
130 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
110 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 40
время урока
Вывод: за урок можно поставить оценку «5». Тип урока комбинированный. Использовались методы: рассказ, показ, объяснение. Методы ведения урока: фронтальный, поточный, групповой. За счет строевых упражнений, ходьбы, бега, ОРУ с гимнастическими палками пульс в водно – подготовительной части на 10 мин. достиг 170 уд/ мин. Во время объяснения нового материала пульс снизился до 130 уд/мин.. а за счет выполнения подводящих упражнений к опорному прыжку увеличился от 180 – 190 уд/мин. на 27 минуте урока. В конце основной части пульс был 160 уд/мин. В заключительной части пульс за счет проведения игры и подведения итогов нормализовался и стал 110 уд/мин.
Наблюдение провел: Потапов Р.В.
Дата: «3» декабря 2003 г.
Приложение 3.
При определении дозировки на уроке физической культуры необходимо учитывать изменение показателей пульса занимающихся на планируемую физическую нагрузку в зависимости от возрастных, половых особенностей, степени подготовленности и задач урока.
СТАНДАРТНАЯ ЧСС У ШКОЛЬНИКОВ
(по Ф.С. Синякову)
Возраст, лет |
Девушки |
Юноши |
10 |
89 |
84 |
11 |
87 |
82 |
12 |
85 |
80 |
13 |
83 |
78 |
14 |
81 |
76 |
15 |
79 |
74 |
16 |
75 |
70 |
17 |
73 |
68 |
Показатели ЧСС в нагрузке для различного возраста
Младшая группа
ЧСС/возраст |
7 |
8 |
9 |
10 |
Максимальная |
213 |
212 |
211 |
210 |
85 % от мак. |
181 |
180 |
179 |
178 |
75 % от мак. |
160 |
159 |
158 |
157 |
Средняя группа
ЧСС/возраст |
11 |
12 |
13 |
14 |
Максимальная |
209 |
208 |
207 |
206 |
85 % от мак. |
178 |
177 |
176 |
175 |
75 % от мак. |
157 |
156 |
155 |
154 |
Старшая группа
ЧСС/возраст |
15 |
16 |
17 |
18 |
Максимальная |
205 |
204 |
203 |
202 |
85 % от мак. |
174 |
173 |
172 |
172 |
75 % от мак. |
154 |
153 |
152 |
152 |
Критическая частота пульса (по Сухареву) =220 - возраст
Оценка преподавателю по физиологической кривой
"5" |
для 1 - 4 класса |
125 - 130 уд/мин. |
для 5 - 9 класса |
140 уд/мин. |
|
для 10 - 11 класса |
150 уд/мин. |
"4" |
для 1 - 4 класса |
120 - 125 уд/мин. |
для 5 - 9 класса |
135 уд/мин. |
|
для 10 - 11 класса |
145 уд/мин. |
"3" |
для 1 - 4 класса |
115 уд/мин. |
для 5 - 9 класса |
125 уд/мин. |
|
для 10 - 11 класса |
130 уд/мин. |
"2" |
для 1 - 4 класса |
выше 200 уд/мин. или ниже нормы "3" |
для 5 - 9 класса |
||
для 10 - 11 класса |
Протокол хронометража
Урок по легкой атлетике для учащихся 7 класса, МОУ СШ №10
Дата проведения: 22 сентября 2003 г.
Количество учащихся: 30 человек, из них 20 девочек; 10 мальчиков.
Преподаватель: Ольшанский Владимир Александрович
Задачи урока: Общеобразовательные
1) Совершенствование прыжка в длину с разбега (перед контрольным нормативом).
2) Совершенствование техники с разбега метания малого мяча на дальность (обратить внимание на «скрестный шаг»).
3) Совершенствование техники бега на 1000 м – мальчики; на 500 м – девочки.
№ п/п |
Действия на уроке |
Время окончания действия |
Двигательные действия |
Умственные действия |
Вспомогательные действия |
Отдых |
Нецелесообразные действия |
1 |
Организация урока |
37’30’’ |
|
2’30’’ |
|
|
|
2 |
Строевые, порядковые и ОРУ |
26’30’’ |
9’15’’ |
1’45’’ |
|
|
|
3 |
Перестроения, развод |
24’30’’ |
0’30’’ |
|
1’30 |
|
|
4 |
Прыжки в длину |
18’30’’ |
4’45’’ |
|
|
0’15’’ |
1’00’’ |
5 |
Перестроение |
17’45’’ |
|
0 - |
0’30’’ |
|
0’45’’ |
6 |
Метание м/мяча |
12’45’’ |
5’00’ |
0’30’’ |
|
|
‘15’’ |
7 |
Перестроение |
11’55’’ |
|
|
0’20’ |
|
0’30’’ |
8 |
Бег |
6’65’’ |
4’15’’ |
|
|
|
|
9 |
Игра «Пионербол» |
3’15’’ |
2’15’’ |
0’45’’ |
|
0’45’’ |
0’30’’ |
10 |
Подведение итогов |
0 |
1’00 |
0’10’’ |
1’00’’ |
|
|
|
Итого: |
0/40 мин |
27’00 |
5’40’’ |
3’20’’ |
1’00’’ |
3’’ |