Материалы | Шпоры | Тесты | Книги | Софт | Тесты ЕГЭ
 
 
Главная » Мифология » Орфей
Шпоры по предметам
Астрономия
Биология
География
История
Математика
Рус. лит.
Укр. лит.
Для вчителів укр.м та л.
Физика
Химия

_


Онлайн тесты по ЕГЭ


библиотеки





Орфей



Имя Орфей связано как с ранней историей греческой литературы, в которой он занимает место как мифический поэт, так и с историей греческой религии, в которой он является установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем секты, названной по его имени сектой орфиков.



Орфей считался сыном фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы. Жил он в догомеровскую эпоху. Его лира издавала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним. Деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказаний об Орфее особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное царство за женой своей Евридикой. Окончательно потеряв Евридику, Орфей влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей.

По сказаниям позднейших мифографов, Орфей участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду. При звуках его лиры море не шумело. Двигавшиеся симплегады остановились на месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались прикованными на своих местах. Благодаря его игре был усыплен дракон, стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача аргонавтов - достать это руно.

По некоторым сказаниям, Орфей был сыном Аполлона, его учеником и учредителем в честь его культа. По одним сказаниям, Орфей умер от тоски по Евридике. Его могилу показывали в Пиерии, возле Пимплейского источника. Фракийцы рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы Орфея, пели приятнее и громче прочих соловьев. По другому сказанию, Орфей был растерзан менадами или за непочтение к культу Вакха, или за ревность к памяти Евридики. Овидий рассказывает, что менады, убив Орфея своими тирсами, растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к Лесбосу. Здесь, в Антиссе, был поставлен в память об Орфее жертвенник. Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской поэзии на Лесбос в острова Эгейского моря.

Есть еще предание, вероятно сложенное орфиками, что О. был убит молнией Зевса за то, что открыл людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о Прометее. Орфей является здесь создателем особой религии и провозвестником учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид, Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков и орфического учения, Орфей - эпоним мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях 6 века тайный культ Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в действительное существование Орфей, как автора этих произведений, глубоко укоренилась в секте орфиков. Трезвое мнение Аристотеля, что Орфей никогда не существовал, не могло поколебать этой веры.

Поэт Ономакрит, живший в Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, вероятно тождественного с редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноиталийским и сицилийским автора, свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно в конце 6 века в Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм. Взаимное влияние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно Ономакрит воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес его в Афины.

Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло собой практическую мораль, с целым катехизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, причем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги - скорее отвлеченные понятия.  




Сам себе доктор
© my-edu, 2008-2013.