Материалы | Шпоры | Тесты | Книги | Софт | Тесты ЕГЭ
 
 
Главная » Мифология » Прометей
Шпоры по предметам
Астрономия
Биология
География
История
Математика
Рус. лит.
Укр. лит.
Для вчителів укр.м та л.
Физика
Химия

_


Онлайн тесты по ЕГЭ


библиотеки





Прометей

 

Прометей - в греческой мифологии сын титана Иапета и Климены, или Урана и Климены, или Эвримедонта и Геры, брат Атланта, Менойтия, Эпиметея, супруг Гесионы, отец Девкалиона, Геллена, Лика, Химерея.



Прометей в первоначальных представлениях - космическое божество огня, родственное Гефесту. Так, в Афинах он почитался совместно с Гефестом и Афиной в академии, где в честь него стоял алтарь и статуя рядом со статуей Гефеста. Тут же, возле статуй, находился их общий жертвенник. Уже рано в мифах и сказаниях на первый план выступает этическое значение Прометея. Оценив важность огня как необходимого фактора культуры, древние греки приписали появление его на Земле "промыслителю" своему - Прометею, который с этого времени сделался гением человечества, духовным его просветителем и учителем.

Некоторые считают мифологическое имя Прометея не специально греческим, а индогерманским. По такому представлению, Прометей первоначально был виновником появления огня на Земле. Прометей - благодетель человечества, олицетворение человека во всеоружии его духовных даров - человека, ищущего совершенства, истины, бессмертия и дерзающего поравняться в своем духовном совершенстве с богами. Он - тип человека в борьбе с природой, противопоставляющего ее титаническим, слепым силам ум, хитрость, изобретательность.

Гесиодовские сказания о Прометее сводятся к следующему. Когда боги условливались с людьми в Меконе о том, какие почести должны воздаваться им, богам, Прометей, как посредник между обеими сторонами и промыслитель человеческого рода, разделил жертвенное животное на две половины: мясные части и съедобные внутренности завернул в шкуру, а кости и худшие остатки покрыл жиром, полагая, что боги выберут ту часть, которая с виду пожирнее. Зевс, однако, заметил хитрость, но, желая иметь предлог для наказания ненавистного человечества, выбрал худшую часть в жертву и за это лишил людей огня. Возникло, таким образом, сказание из попытки объяснить обычай сжигания в жертву богам худших частей животного: последующее поколение увидело в этом обычае оскорбление божества и приписало его мятежнику Прометею, с именем которого вообще связывается установление жертв.

Когда люди остались без огня, заступник их Прометей похитил его с очага Зевса (по другой версии, с солнечной колесницы или из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины, которая вместе с Эпиметеем, недальновидным братом Прометея, была виновницей всех человеческих бед и напастей, а Прометея приковал к столбу. Однако позднее суждено было Прометею примириться с Зевсом через Геракла, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень Прометея, и освободил страдальца.

В Афинах в честь его был установлен праздник с факельным бегом, символизировавшим собой распространение священного огня среди людей. Священный огонь возжигался на жертвеннике в академии и должен был быть как можно скорее донесен до города, чтобы заменить собой оскверненный употреблением старый огонь.

В литературе миф о Прометее был излюбленным сюжетом древнего и нового времени, начиная с Эсхила, который первый увековечил идею Прометеевского мифа в своей трилогии, состоявшей из трех драм: "Прикованный Прометей", "Освобожденный Прометей" и "Прометей огненосец". До нас дошла одна из упомянутых драм - "Прикованный Прометей". Содержанием ее является наказание Прометея за похищение огня и самоотверженная борьба его с неумолимо суровым Зевсом, который, олицетворяя собой мировой порядок, только что водворенный с низвержением титанов, жестоко наказывает ослушника своей воли, низвергая его в конце пьесы в преисподнюю вместе со скалой, к которой он был прикован.

По Эсхилу, Прометей - сын Фемиды, титан, первоначально враг Зевса. Однако, заметив, что хитростью и умом легче обеспечить себе победу, чем грубой силой, он, не будучи в состоянии убедить в этом братьев-титанов, перешел на сторону Зевса. Когда в борьбе с Кроносом Зевс вышел победителем, он захотел ознаменовать начало своей власти созданием нового человеческого рода. Тогда Прометей, гений существовавшего человеческого рода, вступился за его судьбу и передал ему с огнем ум, изобретательность, хитрость - для борьбы с природой. Оскорбленный этим, Зевс решается наказать ослушника своей воли и приказывает своим слугам - Мощи и Силе - с помощью Гефеста приковать мятежника к скале в Скифии близ моря.

Прикованный Прометей жалуется на жестокость и неблагодарность своего мучителя - Зевса, который, забыв оказанные им, Прометеем, услуги во время борьбы с титанами, теперь обрек своего прежнего союзника на долгие муки, и при этом за содеянное людям добро. Дочери Океана (хор) приходят утешать страдальца и вместе с ним жалуются на жестокость Зевса. Но у Прометея есть средство отомстить Зевсу: он знает от матери Фемиды тайну, от которой зависит судьба олимпийского владыки, и в сохранении этой тайны от Зевса видит средство заставить его смириться. Появление скиталицы Ио и рассказ ее о своих страданиях, виновником которых был тот же Зевс, еще более возбуждают против него Прометея. Когда приходит вестник Зевса Гермес с требованием открыть умалчиваемую тайну, Прометей решительно и надменно отказывается сделать это. Тогда Зевс посылает гром и землетрясение, и Прометей вместе со скалой, к которой был прикован, проваливается в бездну.

Сюжетом следующей, не дошедшей до нас, драмы "Освобожденный Прометей" было примирение Зевса и Прометея. После долгих мучений под землей Прометей вместе со скалой опять очутился на земле, среди Кавказских гор. Продолжительные страдания измучили его: он ждет только одной смерти. Не довольствуясь этими страданиями узника, Зевс придумал новую пытку: он послал коршуна (орла), который прилетал через день клевать печень Прометея, как вместилище дурных страстей и желаний и давал на день отдых страдальцу лишь для того, чтобы исклеванная печень могла снова вырасти. Но вот является Геракл-освободитель и убивает коршуна. Тогда же приходят к Прометею получившие свободу и примирившиеся с Зевсом титаны и убеждают героя смириться и открыть тайну Зевса. Так закончилась долгая борьба человечества с богами. Прометей был освобожден от оков и вознесен на Олимп, в сонм бессмертных, получив дар бессмертия от Хирона, который мучился от отравленной раны и жаждал смерти. Верховный владыка неба укрепил свою власть и, обеспечив ей бесконечное существование, становится из жестокого и неумолимого - милостивым богом - тем Зевсом, каким представляли его набожные греки начала 5 века и каким он является в драмах Эсхила. Время жестокого режима и борьбы сменилось безоблачным периодом примирения неба с землей, и человечество, искупленное страданиями Прометея, вкусило наконец дары мирной и культурной жизни.




Сам себе доктор
© my-edu, 2008-2013.