www.my-edu.ru

Шпаргалки для учеников:
 ·  БИОЛОГИЯ
 ·  ИСТОРИЯ:
 ··  Мифология
 ··  Всемирная история
 ··  Древний Восток
 ··  Античность
 ··  Средние века
 ·  МАТЕМАТИКА
 ·  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ·  УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ·  УЧИТЕЛЯМ
Методические материалы для учителей:
· Администрирование школы
· Биология
· Внеклассная работа
· География
· Иностранные языки
· Информатика
· История
· Классное руководство
· Математика
· Музыка
· Начальная школа
· ОБЖ
· Общая педагогика
· Работа с родителями
· Русская литература
· Русский язык
· Социальная педагогика
· Спорт и здоровье
· Технологии
· Украинская литература
· Физика
· Экология

  Онлайн тесты по ЕГЭ


Зарождение ремесел

В новом каменном веке совершенствуются охотничье оружие, луки, ловушки. Люди научились плести из ветвей корзины и сооружать на реках запруды, препятствующие ходу рыбы, делать лодки, выдалбливая их из стволов деревьев, и, наверное, строить плоты. В северных областях появляется такое удобное приспособление, как лыжи.

Утварь людей, их орудия благодаря новым приёмам обработки материала становятся более совершенными. Вещи приобретают красивый вид, их формы соответствуют своему назначению. Например, обитатели океанских побережий Азии и Северной Америки при помощи самых простых орудий могли делать обтянутые кожей лодки, не пропускавшие воду. Сидя в такой лодке, охотник на моржа так привязывался к ней, закрепляя верхнюю кожаную крышку вокруг пояса, что, перевернувшись, лодка не зачерпывала воду и могла принять первоначальное положение.

Быт неоседлых людей скромен. Кочующие охотники не могли иметь тяжёлую утварь, их жилища должны были быть лёгкими, вроде юрт и шалашей. До появления вьючных и упряжных животных всё приходилось нести на себе. Оседлые же земледельцы и скотоводы, если земля вокруг была плодородной, долго жили на одном месте - целые столетия. Конечно, они продолжали охотиться, ловили рыбу, собирали ягоды, как это делали крестьяне всех стран много веков спустя и как это делают деревенские жители теперь. В условиях оседлой жизни можно строить прочные дома из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, из дерева или камня.

Именно переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура.

Сначала жилища были круглыми, как шалаши охотников. Но из кирпичей и прямых стволов деревьев удобнее было строить дома прямоугольного плана. Если семья увеличивалась, делали пристройку. В домах появились печи для обогрева и приготовления пищи, с помощью специальных дымоходов научились отводить наружу дым. Появилась и мебель - столы, скамьи, простые стулья. На Востоке, где было мало деревьев, лежанки вдоль стен делали из глины.

В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Посуду тоже изготавливали из дерева, раковин, скорлупы больших орехов. Из гибких ветвей плели корзины, а из шкур зверей делали мешки. В такой посуде трудно приготовить горячую еду (один из способов - бросить раскалённый камень в наполненный пищей кожаный мешок). Теперь посуду стали лепить из глины, смешивая её с водой, песком, толчёным камнем или рубленой соломой. Эти добавки были необходимы для того, чтобы при обжиге посуда не потрескалась. Вылепленные из полученной массы сосуды подсушивали, собирали в кучу, перекладывая и засыпая их горючим материалом (например, лепёшками овечьего навоза), и поджигали. Несильный, но длительный жар позволял довольно хорошо обжигать сосуды.

Изобретение глиняной огнеупорной посуды позволило готовить такие известные нам блюда, как каши, супы, похлёбки, жарить еду с применением масла. Мясо и овощи стали не только печь и жарить на открытом огне, но и варить.

Посуду лепили женщины. Они делали не только удобные, но и красивые вещи. Грубую поверхность заготовленного сосуда покрывали жидкой цветной глиной и расписывали минеральными красками. Некоторые предпочитали не рисовать, а процарапывать узоры или наносить их специальными штампиками. Все, кто когда-нибудь бывал в исторических музеях, помнят эти миски, блюда, горшки, громадные сосуды для хранения зерна и других припасов.

Орнаменты на сосудах и других вещах были очень разнообразными, особенно в областях древнейшего земледелия, на Востоке. Это и геометрические фигуры, и цветочные розетки, и фигурки животных, и танцующие люди. Орнаменты столь совершенны, что их можно принять за создания специально обученных художников. Однако их сделали женщины, которые перенимали умение у своих предков. Своим искусством они были обязаны долгой традиции, поискам и ошибкам многих поколений.

Расписывали не только сосуды, но и стены жилищ. Это были простые орнаменты, различавшиеся у разных общин, а также изображения животных и людей. Простые узоры делали обычные женщины, а сложные, многофигурные, предназначавшиеся для обрядов, - женщины и мужчины, обладающие особыми знаниями обычаев и преданий. В домах с такими изображениями, как известно из раскопок удивительного по богатству находок поселения в Турции Чатал Хююк, периодически совершались обряды, и каждый раз для них обновляли стенопись.

Из глины лепили ещё одно важное приспособление - печи и очаги. В зависимости от назначения они имели разную форму. Появились печи для выпечки хлеба. В южных районах они были низкими, круглыми, с широким отверстием наверху. Сначала в них разводили огонь, а потом, когда он угасал, а стенки достаточно раскалялись, на них изнутри налепляли лепёшки из теста.

В это время люди стали носить много украшений, которые одновременно служили для них и амулетами - защитниками от злых духов. Эти произведения искусства при всей их скромности очень красивы. В это время ещё не было специалистов-художников, работающих для удовлетворения потребностей состоятельных людей, не было не только дворцов, но даже богатых домов. Всё, что мы привыкли считать искусством, было самой жизнью. Пением и танцами сопровождались не только празднества, но и хозяйственные работы.

Ещё совсем недавно учёные считали людей нового каменного века бродячими охотниками. Возможность возникновения земледелия и скотоводства допускали только в некоторых районах, но и там культура их обитателей представлялась довольно бедной, а искусство по сравнению с более ранним периодом и вовсе убогим. Каково же было всеобщее удивление, когда в 60-е гг. XX в. а Турции стали раскапывать необычайно богатое по своей культуре поселение Чатал Хююк, относящееся к VII-VI тыс. до н. э. Дома, примыкавшие стенами друг к другу, были хорошо спланированы, имели кладовые и очаги. Входили в них через отверстие под крышей по приставной лестнице. Столбы стен, центральные опоры и балки были деревянными, всё остальное - из необожжённого кирпича. Стены и пол обмазывали глиной, тщательно заглаживали и окрашивали красной краской. Стены разрисовывали ор-наментом, нередко на них наносили сложные многофигурные композиции.

Одни из них представляют собой сцены охоты нескольких групп людей на оленей, кабанов, быков. Другие изображают обрядовые сцены, быть может, оплакивание умерших. Найдены изображения явно умерших людей, представленных безголовыми, на которых нападают громадные хищные птицы с распростёртыми крыльями. В глине стен процарапывали и раскрашивали фигуры коров и быков, лепили рельефные изображения пятнистых леопардов. Изображения на стенах были разноцветными - красными, жёлтыми, коричневыми; одна корова была даже голубой. Обитатели селения явно хорошо знали свойства минералов, из которых делали краски.

На стенах, краях глиняных лежанок и столбиках укрепляли обмазанные глиной и раскрашенные черепа диких быков с огромными рогами, баранов, коз. Вероятно, их добывали на коллективной охоте, подобной той, сцены которой изображали на стенах. В верхней части стен иногда укрепляли огромные рельефные фигуры женщин в позе рожениц, наверное, изображения прародительниц.

Всё это убранство, конечно, предназначалось для обрядов. Для них же из камня делали фигурки женщин разного возраста, мужчин, мальчиков, животных. Особенно интересна глиняная фигурка сидящей женщины, по бокам которой стоят леопарды.

В домах найдено много погребений людей. Их делали под лежанками и полами домов. В погребения клали деревянные сосуды, которые сохранились, оружие, рядом с женщинами - косметические наборы с красками. Мужчин погребали в шкурах леопардов, которые застёгивали костяными застёжками. Такими их рисовали и в сценах охоты. Найдено много украшений из цветных камней, раковин, кости. У нескольких скелетов не было черепов, которые, наверное, вынимали для совершения обрядов. На некоторых останках видны следы зелёной краски.

Обитатели Чатал Хююка, как ни странно, не лепили сосудов из глины. Они появились лишь в конце существования поселения, но деревянная посуде была очень разнообразна по форме и хорошо сделана. Из кости обитатели Чатал Хююка вырезали ложечки для еды. Орудия и предметы вооружения делали в основном из вулканического стекла - обсидиана, залежи которого находится неподалёку. Учёные предполагают, что помимо земледелия и скотоводства, а также сбора разнообразных плодов и ягод в окрестных лесах, жители занимались добычей и обменом этого ценного минерала. Чатал Хююк окружали несколько поселений меньшего размера. Может быть, он был их центром, "материнским" поселением, от которого пошли все другие. Тогда понятно, почему в нём проводилось так много обрядов, которые были посвящены скорее всего мифическим предкам и служили магическим средством защиты людей.

Е.Антонова

В начало страницы





Дополнительная информация