Материалы | Шпоры | Тесты | Книги | Софт | Тесты ЕГЭ
 
 
Главная » ИСТОРИЯ » Античность » Законодательство в античности
Шпоры по предметам
Астрономия
Биология
География
История
Математика
Рус. лит.
Укр. лит.
Для вчителів укр.м та л.
Физика
Химия

_


Онлайн тесты по ЕГЭ


библиотеки





Законодательство в античности

СОЛОН (между 640 и 635 - ок. 559 до н. э.), древнегреческий государственный деятель, афинский архонт 594 года, провел реформы (отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума). Все афинские граждане были разделены на 4 разряда в соответствии с имущественным цензом. Античные предания причисляли Солона к семи греческим мудрецам.

Солон происходил из знатнейшего рода Кодридов, некогда царствовавшего в Афинах. Чтобы поддержать благосостояние семьи и повидать чужие страны, активно занимался в молодые годы морской торговлей. На политическую арену Солон выступил, когда Афины уже длительное время терпели неудачи в войне с соседними Мегарами за примыкающий к Аттике остров Саламин. После того как он в стихотворном памфлете "Саламин", призвал к продолжению борьбы до победного конца, большинство граждан поддержало идею возобновления военных действий. Во главе вооруженных сил афиняне поставили Солона, который вскоре сумел отвоевать Саламин.

Афинское государство в тот период было охвачено глубоким внутренним кризисом. Резкое имущественное неравенство граждан полиса привело к тому, что масса бедняков оказалась в долговой кабале у богачей. Не уплатившие вовремя долг вынуждены были продавать своих детей или сами становились рабами. Назревавшее недовольство народа грозило вылиться в открытый мятеж и государственный переворот. В таких условиях власть предержащие решили пойти на проведение необходимых реформ сверху. Эту нелегкую миссию возложили на Солона как на лицо наиболее авторитетное и к тому же нейтральное по отношению к различным политическим группировкам. Он был избран первым архонтом и получил широкие полномочия по установлению новых законов.

Реформы Солона

Среди проведенных им реформ экономического характера на первом месте стоит так называемое "стряхивание бремени" - снятие с оказавшихся в закладе земельных участков камней, которые символизировали права кредиторов-заимодавцев (как своего рода вексели). Произведена была полная кассация долгов, долговое рабство объявлено вне закона. Все ставшие рабами из-за неуплаты в срок долга получили свободу, а тех из них, кто был продан за пределы Аттики, выкупили за государственный счет.

Было разрешено свободно завещать любое имущество без всяких ограничений, при этом земельные владения дозволялось делить на любые доли, как и всякую другую частную собственность. Запрещен был вывоз из Аттики хлеба, но поощрялся вывоз оливкового масла и вина (а следовательно, и разведение этих интенсивных культур). Большое значение для развития торговли имела проведенная унификация единиц мер и веса, а также переход на более удобную эвбейскую монетную систему (вместо эгинской).

Политические реформы Солона включали в себя введение имущественного ценза при распределении граждан по разрядам (из которых формировались различные подразделения полисного ополчения), расширение прав народного собрания и создание при нем специального совещательного органа для предварительной подготовки решений, организацию суда присяжных по гражданским и уголовным делам. Солоновская конституция, носившая компромиссный характер, решила многие, но далеко не все, проблемы афинского полиса. Ее положения формально оставались в силе и после установления в Афинах тирании Писистрата, к которой Солон, тогда уже глубокий старик, отнесся резко отрицательно.



А. А. Молчанов




Солон, сын Эксекестида, вошёл в историю Древней Греции как великий реформатор, основатель полисной демократии Афин. Среди своих современников и у последующих поколений эллинов он пользовался славой великого поэта и мудреца. Происходил Солон из очень древнего царского рода Кодридов. По преданию, Кодр - последний царь Афин, пожертвовавший жизнью ради спасения родного города. Он был похоронен на Акрополе, и благодарные афиняне чтили его как героя.

По имущественному положению Солон относился к людям среднего достатка. Его отец всё состояние истратил на помощь нуждающимся, и Солон в молодости приложил немало усилий, чтобы разбогатеть: бедность не была в почёте, а страсть к богатству считалась естественной. В своих стихах Солон открыто признаётся, что хочет быть богатым, оговариваясь, правда, что его привлекает лишь честно нажитое: "Быть я богатым хочу, но нечестно владеть не желаю этим богатством: позднее час для расплаты придёт". Он подчёркивает, что честь и доброе имя ему дороже богатства: "Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет. Мы же не будем менять доблесть на денег мешок".

Большинство аристократов - современников Солона богатели, занимаясь ростовщичеством и обращая в рабство своих должников. Солон считал такой способ несправедливым и обратился к морской торговле. Он стал купцом и путешественником. Дальние страны манили молодого аристократа, очевидно, не только возможностью нажить состояние. Его живой и любознательный ум жаждал знаний и ярких впечатлений. Даже в преклонном возрасте он не потерял интереса к новым знаниям: "Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь".

Солон жил в трудное время. Отмирал прежний порядок, основанный на господстве родовой знати, демос (народ) поднимался на борьбу против аристократии. Незнатные, но зажиточные горожане считали несправедливым безраздельное господство аристократии в судах и управлении. Ломка традиционных устоев жизни болезненно отзывалась в сознании людей. Тяжело было жить крестьянину, попавшему в долговую кабалу и потерявшему веру в справедливость сильных. С безысходной тоской смотрели на жизнь аристократы - проклиная, призывая кары небесные на головы "своемыслящей черни", не видя ничего хорошего в будущем. Мегарский поэт-аристократ Феогнид, изгнанный из родного города, уверял: "Лучшая доля для смертных - на свет никогда не родиться. И никогда не видать яркого солнца лучей".

Солон был человеком жизнерадостным и даже легкомысленным, по определению его биографа Плутарха. Он любил жизнь и, претерпев много неудач и разочарований, писал: "Ныне мне стали милы Дионис, Киприда и Музы - те, чьи забавы радость вселяют в людей". Разгорающиеся в обществе вражда и ненависть заставляли страдать и его: "Да, понимаю, и в сердце глубоко мне горе запало: Вижу, как клонится ниц бывшая первой страна Меж ионийских земель". Он оказался близок к новым людям, поднявшимся из народа, понимал их нужды, осознавал их силу. Поэтому в отличие от аристократов, упорствующих в приверженности старому порядку, он готов был содействовать утверждению новой социально-политической системы и знал, как это сделать.

Ещё до того, как стать законодателем, Солон принимал активное участие в политической жизни Афин. Его родной город вёл долгую войну с соседним городом Мегара за обладание островом Саламин, лежащим у самых берегов Аттики. После очередного поражения афинское народное собрание запретило под страхом смертной казни поднимать вопрос о возобновлении войны. Многие горожане, недовольные запретом, не решались открыто выступить против него. Тогда Солон, чтобы поднять боевой дух афинян, выбежал, притворившись сумасшедшим, на площадь и пропел стихи, в которых призывал к захвату Саламина. Стихи произвели на граждан Афин столь сильное впечатление, что они тут же решили начать войну с мегарянами и назначили Солона военачальником. Остров был отвоёван, а Солон приобрёл значительный политический авторитет. Нет ничего странного в том, что выступление сумасшедшего его соотечественники восприняли всерьёз: сумасшествие, считали древние, - от богов. И в данном случае боги через Солона выразили свою волю.

Действия Солона характеризуют его как человека рационального. Постоянно обращаясь к авторитету богов, в делах житейских он предпочитал руководствоваться здравым смыслом. Доказывая исконную принадлежность Саламина Афинам, Солон не побоялся вскрыть на острове несколько могил и показать мегарянам, что мёртвые захоронены по обычаю афинян. Более того, он пошёл на откровенный подлог: пользуясь авторитетностью в Греции стихов Гомера, вставил в один из них строку, доказывавшую давнюю связь Саламина с Афинами. Подобные хитрости тогда пороком не считались - напротив, они создавали человеку репутацию умного и тонкого политика. Солона стали приглашать посредником в спорах между знатными афинскими родами. Уважение и известность во всей Греции принесло ему выступление в защиту дельфийского храма бога Аполлона, землю которого захватили жители города Кирры.

Несомненно, политические взгляды Солона сформировались и были хорошо известны в афинском обществе к 594 г. до н. э. Именно тогда он был избран первым архонтом - высшим должностным лицом в Афинах, с широкими полномочиями эсемента (посредника). К этому времени противоречия между народом и знатью достигли предела, но у враждующих сторон хватило благоразумия обратиться к Солону с просьбой о проведении необходимых реформ. Солон не без колебаний приступил к преобразованию государственного строя Афин. Знать надеялась, что Солон, сам будучи аристократом, укрепит её позиции. Демос, считая Солона человеком справедливым, ждал от него проведения всеобщего передела имущества и уравнения всех в правах. Солон же не собирался делать ни того, ни другого. Претензии знати он считал чрезмерными и укорял её в своих стихах: "Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце: Много досталось вам благ - ими пресытились вы, Меру поставьте надменному духу: не то перестанем мы подчиняться, а вам будет не по сердцу всё". Неприемлема была для Солона и идея всеобщего имущественного и политического равенства, которую он ставил в один ряд с ненавистной тиранией: "...Мне равно не по душе силой править тирании, как и в пажитях родных Дать худым и благородным долю равную иметь".

По убеждению Солона, жизнь общества должны регулировать право и законы, принятые при всеобщем согласии. Эти принципы были положены Солоном в основу проводимых им реформ. Для Солона богатые и бедные, знатные и незнатные - равноправные члены единого гражданского общества. Ради единства и процветания общества необходимы взаимные уступки, компромиссы. О своей роли Солон сказал в стихах: "Встал я, могучим щитом тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других". Для последовательного проведения в жизнь подобного намерения требовались мужество и сильная воля.

Реформы Солона не привели к коренной ломке сложившихся в Афинах к началу VI в. до н. э. общественных отношений. Они лишь изменили то, что грозило государству гибелью. Солон освободил демос от долговой ка-балы и навсегда запретил обращать афинских граждан в рабство за долги. Крестьянам он возвратил земельные наделы, отнятые у них знатью. Все граждане были разделены на классы соответственно их доходам; полити-ческие права гражданина зависели теперь не от его происхождения, а от его состояния. На самые высшие должности могли избираться только богатые, но зато все граждане без различия имущественного положения теперь участвовали в народном собрании и в созданном Солоном суде присяжных.

Реформы вызвали всеобщее недоумение и раздражение. Пытаясь объяснить согражданам значение преобразований, Солон снова прибегает к стихам. В них много горьких признаний: "...на борьбу всё мужество собрав, Я точно волк вертелся среди стаи псов". И ещё: "Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда злобным взором провожают, словно я их злейший враг".

Попытка добиться всеобщего согласия не удалась. Не желая ничего менять в своих законах, Солон покидает Афины и снова становится путешественником. Он плывёт в Египет, ведёт там беседы со жрецами, потом отправляется на Кипр и помогает местному царю основать новый город. Античные авторы написали много рассказов о встречах Солона со знаменитыми современниками. При посещении столицы Лидийского царства - города Сарды - он, например, беседовал с вошедшим в историю царём Крезом и преподал ему урок эллинской мудрости.

Через долгих десять лет Солон вернулся в Афины уже стариком. Ему пришлось стать свидетелем того, как непрекращающаяся борьба между его согражданами закончилась установлением тирании Писистрата. Хотя Писистрат был его родственником и в прошлом их связывала дружба, Солон разгадал устремления честолюбца и попытался предупредить афинян о грозящей опасности: "Вы ведь свой взор обратили на речи коварного мужа". Когда Писистрат со своей охраной захватил Акрополь, Солон призвал граждан к вооружённой борьбе против тирана. Приближённые самозваного правителя объявили его сумасшедшим, на что Солон ответил: "Точно ли я сумасшедший, покажет недолгое время: выступит правда на свет, сколько её ни топи".

Судьбу Солона после прихода к власти Писистрата античные писатели освещают по-разному. Диоген Лаэртский пишет, что он уехал из Афин и умер, прожив до 80 лет, на Кипре. По утверждению Плутарха, Солон остался в Афинах, и Писистрат сумел привлечь его на свою сторону, во всём советуясь со старым другом. Сколько лет Солон прожил при Писистрате, Плутарх точно не знает.

Современники оказались глухи к увещеваниям Солона, однако много лет спустя, покончив с тиранией, афиняне обратились к заветам великого реформатора. Принципы меры, "золотой середины", гражданского единства были правильно определены им как основы существования полиса. Поэтому Солона афиняне причислили к "семи мудрецам" - так называли нескольких его современников, активно, как и он, участвовавших в разработке и создании основ государственного строя греческого полиса.



И.Портнягина  




Сам себе доктор
© my-edu, 2008-2013.