Материалы | Шпоры | Тесты | Книги | Софт | Тесты ЕГЭ
 
 
Главная » ИСТОРИЯ » Античность » Античность. Этрурия и этруски
Шпоры по предметам
Астрономия
Биология
География
История
Математика
Рус. лит.
Укр. лит.
Для вчителів укр.м та л.
Физика
Химия

_


Онлайн тесты по ЕГЭ


библиотеки





Античность. Этрурия и этруски

ЭТРУСКИ (лат. Etrusci, tusci, греч. tyrrhenoi, rsenoi, самоназвание - расены), древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана).

Появление этрусков и загадка происхождения

В 8 в. до н. э. складывается археологическая культура этрусков. На территории Тосканы возникают многочисленные поселения, окруженные стенами из массивных каменных блоков. Богатые погребения в перекрытых ложными сводами круглых могильниках сменяют более скромные захоронения культуры Вилланова. Погребальный инвентарь свидетельствует о высоком мастерстве этрусских кузнецов и ювелиров; этрусские гончары стали создателями керамики "буккеро", для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью, разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.

Данные археологии не позволяют решить вопрос о родине этрусков. Еще в 5 в. до н. э. "отец истории" Геродот указывал на их восточное происхождение. Согласно легенде, изложенной у Геродота, этруски являлись потомками лидийцев, часть которых была вынуждена покинуть Малую Азию, где свирепствовал голод, и отправиться за море. Современник Геродота Гелланик Лесбосский видел в этрусках догреческое население Эллады; греческий ритор эпохи Августа Дионисий Галикарнасский считал их коренными жителями Италии. Споры о происхождении этрусков продолжались на протяжении столетий: проблема усложнялась тем, что язык этрусских надписей до сих пор не понятен исследователям. В поисках родственных связей этрусские надписи сравниваются со всеми индоевропейскими языками, в т. ч. со славянскими.

Очевидно, что алфавит этрусков возник на основе древнегреческого алфавита. Известно более 10 тыс. этрусских надписей 7-1 вв. до н. э., но ученым удалось установить значения только нескольких десятков слов. Дешифровку затрудняет однотипность и краткость надписей, которые в большинстве своем являются надгробными эпитафиями и содержат лишь имена и традиционные обращения к богам. Самый большой этрусский текст (ок.1500 слов) сохранился на пеленах, в которые была обернута мумия из Александрии, хранящаяся ныне в Загребском музее. Попытки установить аналогии для этрусских слов и грамматических форм в современных или древних языках пока не увенчались успехом.

В 194 году при раскопках этрусского города Пирги (гавани Цере) были найдены три золотые пластинки с надписями. Две из них содержали этрусские тексты, третья - посвящение богам, написанное на финикийском языке. Финикийский текст, к сожалению, не являлся буквальным переводом этрусского, но был только его пересказом. Сравнительное изучение этих текстов открывает новые перспективы для исследователей этрусского языка.

В 1885 году на о.Лемнос в Эгейском море была найдена погребальная стела 6 в. до н. э., надписи которой выполнены на языке, родственном этрусскому. Сторонники восточного происхождения этрусков, отмечающие несомненное влияние на их материальную культуру искусства и религиозных верований Малой Азии, рассматривают эту находку как важный аргумент для доказательства своей теории. В то же время, некоторые исследователи продолжают видеть в этрусках часть древнего населения Средиземноморья, жившего здесь еще до начала миграции индоевропейцев. Многие научные школы, тем не менее, отказываются от столь крайних и определенных точек зрения. Формирование этрусского этноса стремятся представить как результат взаимодействия культур различных племен. Это позволяет не только подчеркнуть внешнее сходство отдельных памятников материальной культуры этрусков с находками в Малой Азии и на островах Эгейского моря, но и объяснить стремительный взлет этрусской цивилизации и ее быстрое распространение на территории Апеннинского полуострова.

Этрусские полисы К 7 в. до н.э. Этрурия представляла собой конфедерацию 12 городов-государств, каждый из которых являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Во главе каждого государства стояли цари, затем их сменили выборные магистраты. Союз городов возглавлялся поочередно одним из правителей, который также имел власть верховного жреца. Крупнейшими городами были Тарквинии, Вейи, Цере, Вольсинии, Ветулония, Клузий, Перузия, Фьезоле, Популония, Вольтерра.Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, "орлиные гнезда", господствовавшие над сельскохозяйственной округой. Жители Этрурии активно занимались разработкой горнорудных месторождений, о чем свидетельствуют горы шлака, сохранившиеся вокруг этрусских поселений. Изделия этрусских ремесленников пользовались большим спросом у соседних народов, что привело к развитию торговли и основанию торговых факторий на западном и восточном побережье Апеннинского полуострова. Предметы, изготовленные в Этрурии, найдены на территории Швейцарии, Бургундии, Прованса, Испании, Северной Африки, Малой Азии и Греции. Море, омывающее западное побережье Италии, греки назвали Тирренским, признав абсолютное господство на нем этрусских мореплавателей - купцов и пиратов.

Экспансия и поражения

В конце 7- 6 вв. до н. э. этруски захватили долину р. По, где основали ряд городов, проникли в Лациум и заняли плодородные земли Кампании. Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 гг. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый. У этрусков римляне заимствовали символы царской власти: курульное кресло (трон) и фасции - связки прутьев с двойным топориком в центре.

Распространив свое влияние на большую часть Апеннинского полуострова, Этрурия продолжала оставаться политически неустойчивым союзом городов, который не смог оказать сопротивление внешнему врагу. В 5 в. до н. э. земли по р. По были захвачены галлами и получили в дальнейшем название Цизальпинской Галлии. Возможно, часть этрусков переселилась в альпийские долины, где, согласно свидетельству античных авторов, обитало племя ретиев, язык которых был родственен этрусскому. На юге Италии этруски потерпели ряд поражений от греков. Тит Ливий повествует об упорных войнах, которые вел с этрусками Рим. В 510 г. до н. э. римляне изгнали последнего этрусского царя и установили республиканское правление. За этим последовала война с Порсенной, царем города Клузий. осадившим Рим. Мужество легендарных римских героев не позволило этрускам утвердиться в Лациуме. В 396 г. до н. э. после 10 лет войны римские войска взяли приступом и разрушили Вейи. В течение 3 в. до н. э. этрусские города полностью утратили политическую независимость. В конце 1 в. до н. э. этрусский язык был вытеснен латинским и вышел из употребления, хотя многие представители древних этрусских родов продолжали жить в Риме и пользовались большим влиянием. Известно, что этруском по происхождению был Меценат, сподвижник Августа и покровитель поэтов.

История исследований

Этрусские древности привлекали внимание ученых Рима. Грамматик Веррий Флакк 1 в. до н. э. был автором книги о деяниях этрусков; император Клавдий (41-54 н. э.) составил грамматику этрусского языка и написал "Историю этрусков" в 20 книгах. Однако, ни одно из этих сочинений не дошло до наших дней, как не сохранились и книги этрусских писателей, имена которых упоминают античные авторы.

Европейский мир открыл культуру этрусков еще в эпоху Возрождения, когда любители древностей начали вести раскопки в этрусских гробницах и коллекционировать памятники искусства. Вплоть до первой половины 19 в. этрусскими продолжали считать многочисленные произведения древнегреческих мастеров, которые ввозились в Этрурию в период ее расцвета. Сложившийся в европейском искусстве 18 в. т. н. "этрусский стиль" соединял в себе мотивы как греческого, так и римского искусства.

Начало изучения культуры этрусков было положено изданием во Флоренции в 1723-1724 гг. труда Т. Демпстера "Семь книг о царской Этрурии". В 1726 в Кортоне была основана Этрусская академия, а затем музей. В 1789 аббат Л. Ланци, исследовавший коллекцию этрусских древностей в музее Уффици во Флоренции, издал книгу "Рассуждение о этруском языке и других древних языках Италии". В 18-19 вв. систематические раскопки в окрестностях Рима и в Тоскане открыли множество памятников этрусского искусства; их публикация и изучение способствовали формированию этрускологии как отдельного направления в науке об античности.

Этрусские корни римской культуры

Римский ученый Витрувий (1 в. до н. э.) указывал, что благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. Многие современные города Италии (Болонья, Перуджа, Орвьето, Ареццо и др.) стоят на месте этрусских городов. В Риме сохранились остатки канализационной системы (Cloaca Maxima), созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.

В труде Витрувия можно найти описания этрусских храмов, которые возводились на платформах и внутри были разделены на три параллельных нефа. Фасад храма представлял собой портик с двумя рядами колонн. В 1916 при раскопках храма в Вейях были обнаружены фрагменты скульптуры из терракоты, украшавшей его фасад. Здесь же была найдена статуя божества (т. н. "Аполлон из Вей") работы знаменитого скульптора Вулки.

Мастера Этрурии в совершенстве владели техникой литья из бронзы; экспрессивность и выразительность этрусского скульптурного портрета ("Оратор", т. н. "голова Брута") оказали несомненное влияние на римское искусство. Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия. Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень, который поволял передавать плавность движений и тонко моделировать лица.

Этрусские гробницы в Тарквиниях сохранили редчайшие для античного мира памятники фресковой живописи. Лишь незначительная часть фресок перенесена в музеи. Большинство росписей подвергается губительному воздействию влажного воздуха и постепенно исчезает, утрачивая свое живописное совершенство. Гробницы часто названы по сюжетам тех композиций, которые украшают их стены: гробницы авгуров, жонглеров, охоты и рыбной ловли, львов, быков, чудовищ и пр. Изображаются танцовщики, музыканты с флейтами и лирами, возлежащие за столами пирующие, роскошная утварь, нарядные одежды: согласно верованиям этрусков, радость и красота должны были окружать их и после смерти.

Религия

На фресках сохранились также изображения богов и надписи, содержащие их имена. Верховные боги Тин, Уни и Мнерва были объединены в триаду и впоследствии почитались в Риме как Юпитер, Юнона и Минерва. Тин считался богом неба, возглавлявшим совет из 12 богов, которым была посвящена определенная часть небосвода. Бог Аплу отождествлялся с греческим Аполлоном, Турмс - с Гермесом, Сефланс был богом кузнечного дела, Туран часто изображалась на этрусских зеркалах как богиня любви и красоты. В подземном мире царствовали Аита и Ферсифай (Аид и Персефона древних греков). Свою волю боги возвещали с помощью молний, за появлением которых наблюдали жрецы - фульгаторы.

Жизненный путь человека зависел от множества добрых и злых духов. Посылаемые ими знамения истолковывали различные жрецы: авгуры предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики - по особенностям строения печени жертвенного животного. Сохранилась бронзовая модель печени из Пьяченцы, предназначенная для обучения жрецов. Она представляет собой уменьшенную модель мироздания, также разделенную на отдельные части, подвластные разным богам. Согласно римскому биографу Светонию (2 в.), именно гаруспик предсказал Юлию Цезарю, что мартовские Иды (15 марта) станут для него роковыми.

Образы, созданные этрусскими мастерами, оказали огромное влияние на европейское искусство. Символ Рима - бронзовая Капитолийская волчица - была изготовлена в Этрурии. Среди рисунков Микеланджело есть изображение головы этрусского бога в волчьей шкуре - копия не дошедшей до нас древней фрески. Памятники этрусской архитектуры изображены на гравюрах Пиранези. Бронзовые этрусские статуэтки вдохновили Бенвенуто Челлини на создание знаменитой статуи Персея с головой Медузы. Значительные коллекции этрусского искусства, собранные в Капитолийских музеях Рима, Ватиканских музеях, Археологическом музее Флоренции, Британском музее, Лувре, Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о выдающемся вкладе, сделанном цивилизацией этрусков в мировую культуру.

И. В. Кувшинская




Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определение "загадочные этруски". Самым удивительным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрусские города, образованные и знатные представители их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, покровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина принадлежал к древнейшему этрусскому роду, правившему в городе Волатерры. Обнаруженный археологами склеп этой семьи использовался на протяжении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.

Труды греческих и римских писателей донесли до нас многочисленные сведения о могущественных этрусках, их религии, городах, окружённых мощными стенами, о соперничестве с греками за господство в Западном Средиземноморье. Многое мы узнаём непосредственно и от самих этрусков - точнее, из дошедшего до нас их наследия. Время не пощадило их города и храмы, построенные из необожжённого кирпича. Но сохранились некрополи - "города мёртвых", спутники всех этрусских городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрусков, их представлениях о мире и богах, об их искусстве и уровне развития ремесла, широких торговых связях с народами Средиземноморья. Словом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются "загадочными"? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё античные писатели. Греческий историк Геродот утверждал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Лидии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возражая ему, доказывал, что этруски - один из местных италийских народов. В труде римского историка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, начатый в древности, продолжают современные исследователи.

На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предположение, что этруски не принадлежали к коренному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая городская культура, далеко обогнавшая в своём развитии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.

Этрурия, однако, не являлась единым государством, а представляла собой союз 12 самостоятельных городов-государств - "двенадцатиградие". Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Города, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии - бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где раз в год собирались представители городов и устраивали торжественные игры в честь почитаемого божества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исключительно собственными интересами. Когда же требовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.

Политическая история этрусских городов-государств совершенно неизвестна, и разговоры о системе управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества - не более чем предположения, зыбкие и неясные. Древнейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей этрусской династии в Риме, была близка к монархической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной топор - лабрис, связки прутьев - фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, расшитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам - высшим должностным лицам.

По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица - представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-государствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зависимости друг от друга. Отчётливо выделяется только слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В этрусских надписях эти люди называются "этера" - сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дружину.

Фрески гробниц этрусской знати и свидетельства античных писателей позволяют говорить о наличии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном производстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.

В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве этрусков в Лациуме является спорным. Одни исследователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской династии Тарквиниев Рим стал самым могущественным городом Лациума. Другие же, ссылаясь на римских писателей, говорят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.

Дальнейшему продвижению этрусков на юг полуострова и за его пределы мешали греческие города, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Этруски, обладая сильным флотом, стремились господствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Карфагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на морских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допустить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатическом морях, а со временем и в названиях этих акваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия - один из этрусских городов на восточном побережье Италии.

Далеко не дружественные отношения между греками и этрусками не помешали, однако, экономическому и культурному обмену между ними. Этруски использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой религией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Греческие ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ремесленного производства. Расположенное недалеко от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Коринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Финикии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этрурия вывозила изделия из металлов, которыми славились её мастера.

К сожалению, трудно сказать что-либо определённое об облике этрусских городов. Строгая планировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI-V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строительном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Риме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 веков и сейчас является частью канализационной системы Рима.

Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблюдениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Малой Азии. Изображение печени было найдено археологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Средиземноморья, либо об их восточном происхождении.

Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.

Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, которые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приобрели довольно знакомое звучание: Аплу - Аполлон, Нетун - Нептун, Марис - Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повелитель молний - Тин. Богиня плодородия - Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере - супруге Зевса.

Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то - предположительно... Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-нибудь "заговорят", это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и металла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая литература, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысливать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неясными.

Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутриполитическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вы-званных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Активизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно обитатели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независимость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.



И.Портнягина  




Сам себе доктор
© my-edu, 2008-2013.