www.my-edu.ru

Шпаргалки для учеников:
 ·  БИОЛОГИЯ
 ·  ИСТОРИЯ:
 ··  Мифология
 ··  Всемирная история
 ··  Древний Восток
 ··  Античность
 ··  Средние века
 ·  МАТЕМАТИКА
 ·  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ·  УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ·  УЧИТЕЛЯМ
Методические материалы для учителей:
· Администрирование школы
· Биология
· Внеклассная работа
· География
· Иностранные языки
· Информатика
· История
· Классное руководство
· Математика
· Музыка
· Начальная школа
· ОБЖ
· Общая педагогика
· Работа с родителями
· Русская литература
· Русский язык
· Социальная педагогика
· Спорт и здоровье
· Технологии
· Украинская литература
· Физика
· Экология

  Онлайн тесты по ЕГЭ


Медичи

МЕДИЧИ (Medici), флорентийский род, игравший важную роль в средневековой Италии. В конце 12 в. Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджело, разбогатели, занимаясь торговлей и ростовщичеством. Основали торгово-банковскую компанию, одну из крупнейших в 15 в. в Европе; в 1434-1737 (с перерывами в 1494-1512, 1527-30) правили Флоренцией. Главные представители: Козимо Старший Медичи, правил с 1434; Лоренцо Великолепный Медичи, правил с 1469.

Медичи правили великим герцогством Тосканским с 1569 по1737. К роду Медичи принадлежали папы Римские Лев X и Климент VII, французские королевы Екатерина Медичи и Мария Медичи, несколько кардиналов.

МЕДИЧИ (Medici) Козимо Старший (Старый) (27 сентября 1389, Флоренция - 1 августа 1464, Кареджи, округ Флоренции), купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния. Положил начало могуществу семьи Медичи, превратившей Флорентийское государство из республики в синьорию.

Активно участвовал в городских делах, снискал народное доверие и расположение большими пожертвованиями на общественные нужды и культуру, дарами и займами гражданам и государству, раздачей хлеба в голодные годы. В 1433 Козимо, стоявший во главе народной партии в оппозиции к правящей олигархии, был арестован, а затем изгнан из Флоренции. Но уже в ноябре 1434 он с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого момента и до конца своих дней он был фактическим правителем государства, оставаясь простым гражданином, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм. При нем сохранялась синьория (правительство) из восьми человек, все советы коммуны, судебные инстанции, коллегии добрых мужей и гонфалоньеров компаний, однако он контролировал выборы в них, в борьбе с противниками использовал налоговую политику.

Козимо был рачительным хозяином, сам вел торговые и банковские дела своего дома, наблюдал за обработкой принадлежавших ему земельных угодий. Как государственный деятель он проявлял заботу о развитии земледелия в округе Флоренции, поощрял шелкопрядильное производство, торговлю, судоходство. Основой политического могущества Козимо было его личное состояние, позволявшее ему выступать кредитором короля Англии, герцога Бургундского, герцога Сфорца, папы и других государей Италии и Европы. Он расширил владения Флоренции, присоединив несколько соседних территорий. В период его фактического правления Флоренция не знала сколько-нибудь значительных государственных и социальных потрясений, став одним из важнейших центров международной политики.

Характерной чертой власти Козимо (и наследовавших ему Медичи) являлось широкое покровительство гуманистам и людям искусства, принесшее ему всеевропейскую славу мецената. Он собирал художественные произведения и книги, оказывал содействие Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леону Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу, Марсилио Фичино и складывавшемуся вокруг него кружку гуманистов (Платоновская академия), обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоцци. Посмертно был удостоен согражданами почетного титула "отец отечества".

О. Ф. Кудрявцев

МЕДИЧИ (Medici) Лоренцо Великолепный (1 января 1449, Флоренция - 8 апреля 1492, Кареджи, округа Флоренции), внук Козимо Медичи-старшего, после смерти своего отца Пьеро Подагрика в 1469 стал фактическим правителем Флорентийского государства. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

Как и его дед, Лоренцо оставался частным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо "Великолепный" свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества. В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства - Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем - Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо - Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

О. Ф. Кудрявцев

ЕКАТЕРИНА Медичи (Catherine de Medicis) (13 апреля 1519, Флоренция - 5 января 1589, Блуа), французская королева, жена Генриха II Валуа, мать французских королей Франциска II (1559-1560), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-1589) и королевы Марго (с 1589). Происходит из рода флорентийских герцогов Медичи.

В 1533 году Екатерина Медичи стала супругой французского принца Генриха Валуа, а в 1547 году супруги взошли на французский престол. С 1559 года, в период правления своих сыновей Екатерина Медичи в значительной мере определяла государственную политику, стремилась не допускать вельмож к государственному управлению. В начальный период Гугенотских войн королева-мать стремилась лавировать между враждующими сторонами. В 1570 году она настояла на заключении Сен-Жерменского мирного договора с гугенотами. Но в 1572 году, опасаясь укрепления позиций вождя гугенотов Гаспара Колиньи при королевском дворе и его влияния на Карла IX, стала одним из главных организаторов Варфоломеевской ночи.

МАРИЯ МЕДИЧИ (Marie de Medicis) (1573-1642), королева Франции, жена Генриха IV, мать Людовика XIII, в 1610-14 была регентшей. По достижении Людовиком совершеннолетия продолжала править от его имени вместе со своим фаворитом, маршалом д'Анкром. В 1617 д'Анкр был убит, Мария бежала. Она дважды пробовала поднять восстание против кардинала Ришелье, организовывала заговоры и в конце концов навсегда была вынуждена оставить Францию.

Для нее в Париже был построен Люксембургский дворец, для галерей которого Рубенсом было написано 21 полотно "Триумф Марии Медичи".

Возрождение, Флоренция, Медичи - три слова, неразрывно связанные между собой. Возрождение - время блистательного расцвета культуры, наступившее в Европе после долгих кровавых смут раннего средневековья. Флоренция - город-республика, ставшая одним из центров Возрождения. Семья Медичи - знаменитая флорентийская семья, многие члены которой были типичными людьми нового времени - талантливыми, предприимчивыми, жестокими, воодушевлёнными, как и все истинные флорентийцы, идеями свободы и преданности родине.

В XV в. Флоренция - один из самых богатых, многолюдных и прекрасных городов не только Италии, но и Европы. Её жители Барди и Перуцци стоят во главе крупнейших банков того времени, финансирующих не только купечество и разного рода предпринимателей, но и целые государства, например правительства английских королей Эдуарда II и Эдуарда III.

Шерстяными тканями, изготовленными на флорентийских фабриках, торгуют во многих городах Европы, Азии и Африки. Предприимчивое городское купечество основывает торговые центры по всему миру. Недаром Папа Бонифаций VIII с иронией говорил, что флорентийцы, как и земля, вода, воздух и огонь, являют собой основу мироздания.

В далёком прошлом остались бои горожан с ненавистными феодалами, когда мужчины клана Медичи вдохновляли сограждан криками "Palle!", "Palle!" ("Шары!", "Шары!"), забрасывая неприятелей шарами-отвесами от ткацких станков. Медичи вместе с остальными флорентийцами добились полной победы над рыцарями-дворянами, закреплённой в специальном документе, называвшемся "Установленные справедливости". Подписанный гражданами Флоренции в 1293 г., он лишил рыцарей всяких политических прав, а звание дворянина теперь присваивалось в виде наказания преступникам.

Отцы города избрали одного из Медичи, Джованни, на высшую должность в государстве - гонфалоньера справедливости. Он должен был почти единолично руководить политической и экономической жизнью города-республики. Все остальные полностью полагались на его решения и могли спокойно заниматься своими делами.

Джованни Медичи к тому времени уже был одним из самых богатых граждан, и его не очень привлекала возложенная на него должность. Его главные интересы заключались в приобретении ещё больших богатств и укреплении финансового могущества своей семьи. В 1409 г. он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне.

Золото Джованни Медичи открыло путь его сыну Козимо к неограниченной политической власти во Флоренции, которую он не выпускал из рук до самой смерти и передал своим детям. Козимо был человеком образованным, тонким ценителем наук и искусств. В 1438 г. он познакомился с приехавшим во Флоренцию Гемистием Плетоном. Грек-философ был убеждённым приверженцем учения Платона, мечтал, опираясь на античную философию, создать общую для всего человечества религию. Плетон сумел приобщить к своему учению и Козимо Медичи. С тех пор с его уст не сходило имя великого мудреца древности. Он свято верил в то, что без знания учения Платона никто не может быть ни хорошим гражданином, ни хорошим христианином, и убеждал в этом всех окружающих. Почитание Платона среди образованных флорентийцев становится почти религиозным культом, соперничавшим с поклонением самому Христу. Во многих домах перед бюстом философа ставили зажжённые лампады.

Старый Козимо любил проводить тёплые весенние дни на своей вилле Кареджи. Собственноручно подстригая виноградные лозы, он слушал, как его любимец, юный Марсилио Фичино, читал ему отрывки из произведений Платона и декламировал античные оды, аккомпанируя себе на лире. Во время одного из таких чтений этот некоронованный владыка Флоренции и умер. Благодарные сограждане написали на его надгробии: "Здесь лежит Козимо Медичи, по решению государства - "отец отечества"".

Наследником Козимо стал его внук Лоренцо. И опять на вилле Кареджи, среди окружавших её дубрав, звучали стихи, музыка, велись философские беседы, в которых принимали участие внуки Козимо, Лоренцо и Джулиано, их друзья - поэты, живописцы, архитекторы, светские и духовные лица. Они называли себя "Платоновской семьёй", или участниками Платоновской Академии - вольного общества людей разных званий и имущественного положения, любивших античную культуру.

Единодушно избранный главой Академии любимец покойного Козимо Медичи, повзрослевший Марсилио Фичино называл себя "платоническим философом, богословом и медиком". Не торопясь, он перевёл на латинский язык все известные произведения Платона и других античных философов и историков.

Лоренцо, прозванному Великолепным, и его друзьям стремились подражать не только в их занятиях изящными искусствами, философией и литературой, но и перенимали у них манеру одеваться, разговаривать, вести себя в обществе. В трактате Бальдассаре Кастильоне "Придворный" перечислялись все качества образованного человека: умение хорошо драться на шпагах, изящно ездить верхом, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо изъясняться, красноречиво ораторствовать, свободно владеть любым музыкальным инструментом, всегда вести себя просто и естественно, быть до мозга костей светским и в глубине души верующим.

Лоренцо Медичи внимательно прислушивался к словам Фичино, когда разговор заходил о Боге и человеке. Фичино стал к тому времени настоятелем кафедрального собора во Флоренции, и на его проповеди собирались все люди, считающие себя благовоспитанными. Он говорил слушателям, что человек стоит на вершине творения не потому, что может постичь законы божественного созидания, но благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним. Человека можно назвать божественным художником.

Фичино утверждал, что человеческое могущество почти подобно божественному; то, что Бог создал в мире своей мыслью, человеческий ум замышляет в себе посредством интеллектуального акта, выражает посредством языка, изображает, созидая здания и произведения искусства.

Современник Фичино Николай Кузанский утверждал, что Бог - творчество, а человек создан по образу и подобию Божию; следовательно, и человек есть тоже творец.

Участник "Платоновской семьи" Пико делла Мирандола идёт ещё дальше. Он утверждает, что если Бог есть создатель самого себя, а человек создан по образу и подобию Божию, то и человек тоже должен создать самого себя.

Лоренцо Медичи слушал друзей, приглашал во Флоренцию выдающихся людей своего времени, поручал лучшим художникам возводить дворцы, храмы, общественные здания и украшать их фресками и картинами, по-царски одаривая творцов. Он соглашался с другом Фичино, утверждавшим, что наступил золотой век, породивший золотые умы и таланты, возродивший почти погибшие в прошлом свободные искусства - грамматику, поэзию, риторику, живопись, архитектуру и древнее пение лиры Орфея. И всё это свершилось во Флоренции.

Казалось, эти люди, рассуждавшие о божественной всеобщей любви и творчестве, не видели, что происходило вокруг них. Им хотелось, чтобы жизнь была постоянным праздником, чередой сменявших друг друга карнавалов, театральных представлений, военных смотров, на которых граждане демонстрировали свои манеры, красавиц-жён и возлюбленных, богатство, нажитое отцами и дедами.

Для одного из карнавалов Лоренцо сочинил песенку, полюбившуюся жителям Флоренции. В ней были такие слова:

О, как молодость прекрасна,
Но мгновенно. Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет,
И на завтра не надейся.

Печальное "завтра" наступило в 1478 г. Часть влиятельных флорентийцев, во главе которых встали представители враждебного Медичи дома Пацци, не желавшие примириться с возвышением и безграничной властью соперников, задумали свергнуть Медичи и захватить власть во Флоренции. 26 апреля во время торжественного богослужения в городском соборе заговорщики окружили ничего не подозревавших братьев Медичи. Джулиано упал, сражённый кинжалом убийцы. Лоренцо, раненный, укрылся в ризнице собора.

Заговорщики надеялись, что их поддержат остальные граждане Флоренции. Но этого не произошло. И тогда Медичи стали мстить: почти все заговорщики были схвачены и повешены на улицах города. Удалось бежать лишь убийце Джулиано, Бернардо Бандини - беспутному и бессовестному человеку. Через год он объявился в Константинополе, надеясь, что избежал мести Лоренцо. Тот же, узнав об этом, обратился к самому турецкому султану с просьбой о выдаче убийцы. Бандини был привезён во Флоренцию, закован в цепи и незамедлительно повешен там, где год назад висели тела его соумышленников. Отцы города приняли постановление, согласно которому каждое покушение на жизнь и благополучие Лоренцо отныне рассматривалось как "оскорбление величества" и должно было караться жесточайшим образом.

Оказалось, что проповедовать всеобщую любовь легче, чем следовать этой проповеди. Во Флоренции разгорелась беспощадная политическая борьба. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, поджоги и грабежи следовали друг за другом. Когда умирал какой-либо известный человек, по городу расползались слухи о его отравлении. Семейство Лоренцо не избежало подозрений в убийствах и других преступлениях, в которых обвиняли и его наследников. Например, современни-ки утверждали, что Козимо I Медичи (1519- 1574 гг.) в припадке гнева убил своего сына Гарциа, а Пьетро, сын Козимо, ударом кинжала поразил насмерть свою жену Элеонору.

Вседозволенность и безнаказанность власть имущих приводили к падению нравов остальных горо-жан. Чтобы навредить врагам, флорентийцы составляли магические зелья, вызывали демонов. Многие верили в привидения, дурной глаз, порчу и чёрных всадников, намеревавшихся погубить Флоренцию. Вместо святой воды, как положено христианам, употребляли микстуры, составленные из толчёных волос, костей и одежды умерших. Сам Марсилио Фичино, например, занимался алхимией и астрологией, составляя гороскопы для детей Лоренцо Великолепного. Кому было осуждать жителей Флоренции, если подобным образом вели себя даже высшие духовные лица - Папы?

И вот в городе появился человек, который во всеуслышание стал обличать порок. Его звали Джироламо Савонарола. Он родился в Ферраре, в семье известных врачей. Родители желали, чтобы он унаследовал семейную профессию. Но юноша захотел стать священником. В своих проповедях он утверждал, что без нравственных добродетелей как отдельный человек, так и целое общество неминуемо окажутся на краю гибели.

В 1491 г. Савонаролу избирают настоятелем кафедрального собора во Флоренции. Вот тогда о нём и услышал Лоренцо Медичи. Ему было странно видеть человека, пусть и духовного звания, посмев-шего упрекать его в деспотизме, ограблении сограждан, различных злоумышлениях. Лоренцо пы-тался приручить смелого проповедника. Он часто заходил в собор, делал богатые вклады, приглашал Савонаролу к себе во дворец. Всё было напрасно. Савонарола открыто объявлял, что нужно ожидать великих перемен, т. к. время жизни, отпущенное Лоренцо Богом, истекает и его ждут Страшный суд и геенна огненная.

К тому времени Лоренцо был на самом деле тяжело болен, и его душа жаждала покоя, отпущения грехов. Он не верил своим духовникам, зная их трусость и продажность. Лоренцо желал исповедаться перед человеком, которого стал уважать за смелость и неподкупность. Савонарола пришёл к умирающему Лоренцо, но согласился исповедовать его при определённых условиях: он должен уповать на бесконечную милость Божию, исправить последствия совершённых преступлений или завещать это сыновьям и, последнее, но главное, - возвратить флорентийскому народу свободу. Последнее условие привело Лоренцо в ярость, и Савонарола ушёл, не дав ему отпущения грехов. 8 апреля 1492 г. Лоренцо Великолепный скончался.

Его наследник Пьеро - красивый и легкомысленный человек - за короткое время своей глупостью и высокомерием добился всеобщей ненависти к себе и увеличения числа единомышленников Савонаролы. Пока Пьеро проматывал богатства дома Медичи, Савонарола упорно строил свой дом - монашескую общину. В монастыре он ввёл строгий обет нищеты, запрещавший всяческие излишества и роскошь. Монахи должны были заниматься полезным трудом. Савонарола организовал школы, где изучались изящные искусства, философия, мораль, право, Святое писание, языки - греческий, еврейский и др.

Не без его влияния 19 ноября 1494 г. Пьеро Медичи был низложен жителями Флоренции и бежал сначала в Венецию, а потом в Рим, где начал плести интриги против Савонаролы.

После бегства Медичи Савонарола предложил отцам города свою программу действий. В городе учреждается Большой совет, в котором могли принимать участие все жители по достижении 29 лет. Совет обладал всей полнотой власти, а исполнительной властью наделялся Малый совет, куда выбирали самых достойных.

Савонарола предложил провести реформу судопроизводства и всеобщую амнистию. Все эти ме-роприятия настоятель кафедрального собора проводил без принуждения и насилия, пользуясь лишь своим авторитетом и умением убеждать.

Проповедуя покаяние и моральное возрождение, он не был гонителем искусства и науки. Когда стало известно о распродаже огромной, собиравшейся не одним поколением, библиотеки дома Медичи, Савонарола сделал всё возможное для её сохранения. Он распорядился продать часть монастырских земель, сделал от своего имени крупный заём, выкупил библиотеку и открыл её для всеобщего пользования.

У Савонаролы были сильные враги, и они не бездействовали. Обвинения в ереси и различные про-вокации следовали друг за другом. По инициативе Папы Александра VI он был арестован, подвергнут пыткам, но палачи не вырвали у него отказа от прежних взглядов и дел.

23 мая 1498 г. Савонарола был повешен, а затем тело его сожжено и прах развеян. Ему было всего 45 лет. Пьеро Медичи мог торжествовать: его враг был повержен. Но Медичи не возвращались во Флоренцию до 1512 г. Слишком злую память оставили они о себе. А когда вернулись, оказалось, что ис-тория их ничему не научила. Опять они непременные участники переворотов, казней, насилия. В 1527 г. семейству Медичи снова пришлось бежать из Флоренции от возмездия сограждан. После это-го, вернувшись вновь, они стали осторожнее, старались избегать обострения отношений с флорентийцами, ещё помнившими вкус свободы.

В 1569 г. Медичи получили от Папы титул великих герцогов Тосканских. Власть их была абсо-лютной, опиравшейся на собственную, хотя и небольшую, армию.

История семьи Медичи ещё ждёт своего исследователя. Среди её членов были герои и преступники; люди, способные на высокие, благородные поступки и низкое предательство; свободные зем-лепашцы, ремесленники-горожане, купцы, финансисты, коронованные и некоронованные властите-ли, но все они были людьми своего необыкновенного времени. И каждый из них мог сказать о себе словами поэта Возрождения Франсуа Вийона:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю Смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя!

Т.Сергеева

В начало страницы





Дополнительная информация