www.my-edu.ru

Шпаргалки для учеников:
 ·  БИОЛОГИЯ
 ·  ИСТОРИЯ:
 ··  Мифология
 ··  Всемирная история
 ··  Древний Восток
 ··  Античность
 ··  Средние века
 ·  МАТЕМАТИКА
 ·  РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ·  УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 ·  УЧИТЕЛЯМ
Методические материалы для учителей:
· Администрирование школы
· Биология
· Внеклассная работа
· География
· Иностранные языки
· Информатика
· История
· Классное руководство
· Математика
· Музыка
· Начальная школа
· ОБЖ
· Общая педагогика
· Работа с родителями
· Русская литература
· Русский язык
· Социальная педагогика
· Спорт и здоровье
· Технологии
· Украинская литература
· Физика
· Экология

  Онлайн тесты по ЕГЭ


Юго-Восточная Азия

Давным-давно высоко под облаками в смертельном поединке схватились бог Индра и демон Вритра. Искусно владея палицей, справедливый Индра, Царь Вселенной, сокрушил вооружённого золотым топором коварного демона, сотворённого из плоти и огня. Топор поверженного Вритры упал на Землю между Китаем и Индией, и на месте его падения образовалась Суварнабхуми - Золотая земля.

Так повествует легенда. На наших картах этот район включает территории Индокитайского полуострова и островов Суматра и Ява. Материк и острова разделены узким Малаккским проливом. В сознании людей, населявших эти территории, суша подчинялась морю, связывавшему два великих источника жизни - Индию и Китай, и вдоль морских торговых путей возникли большие государства. Мы называем этот регион Юго-Восточной Азией.

Слава о Золотой земле разлетелась по всему свету, поражая воображение путешественников и ис-кателей приключений. В этих рассказах соседствовали правда и вымысел. Говорилось о золотых островах с несметными богатствами, где добывают черепашьи панцири, о серебряном городе и плодородной земле, населённой каннибалами и хвостатыми людьми, о стране высоких каменных башен, крытых золотом и серебром, стране царей, разъезжающих на слонах, и людей, клеймящих свои лица раскалённым железом. В своём знании о подлинной жизни живущих тут людей историки опираются на древние китайские хроники, материалы местных летописей и надписей. Среди множества рождавшихся и умиравших государств самые могущественные наиболее ярко выражают самобытность культуры этого региона.

Одним из первых крупных государств Юго-Восточной Азии была Фунань, расположенная на юге Индокитайского полуострова. Её столица находилась в нижнем течении реки Меконг. Население Фунани возводило ирригационные сооружения, осушало и засевало земли в заболоченной дельте Меконга, изготовляло хлопчатобумажные ткани. Обычным жилищем фунаньцев был дом на сваях. Они славились как искусные строители больших лодок, предназначенных для морских грузовых пе-ревозок. Высоко ценились в соседних странах фунаньские изделия из стекла, золотые и серебряные украшения. Правили страной могучие цари, которые называли себя владыками гор.

Наивысшего расцвета Фунань достигла в III в. н. э., сделавшись самой мощной державой Юго-Восточной Азии. Она контролировала морские торговые пути, ведущие из Индии в Китай.

Историки считают, что Фунань возникла в результате индийской колонизации прибрежных районов. Первыми здесь появились купцы. По проложенным ими путям в Фунань в поисках богатства и власти устремились разорившиеся отпрыски знатных индийских родов и представители брахманов. Многие из них брали в жёны девушек из владетельных фунаньских семей и становились таким образом основателями местных династий. Они принесли в Фунань и свою веру в то, что общение с высшими существами происходит через жрецов - брахманов.

Фунань процветала до середины VI в. Затем её мощь и влияние стали слабеть, и в начале VII в. она пала под ударами соседнего государства Ченла. Повелитель Ченлы Ишанаварман I был царём-воином, стремившимся не только к контролю над морскими путями, но и к расширению своего государства. Созданная им империя объединяла враждующие между собой княжества, населённые кхмерскими племенами. В начале VIII в. она распалась на Сухопутную Ченлу и Водную Ченлу. Каждая из них представляла собой пёструю смесь независимых и полузависимых государств и княжеств. Через два века они объединились в единое Ангкорское государство вокруг небольшого кхмерского княжества. Владыка этого княжества Джайяварман II основал культ бога-царя: на горе Пхномкулен над ним был совершён священный обряд и Джайяварман II был провозглашён чакравартином - монархом вселенной. Затем он построил новую столицу - Ангкор. При Джайявармане II страна стала называться Камбоджей (второе название - Ангкор). Его царственный последователь сумел объединить под своей властью всю долину Меконга.

Возникновение великого Ангкорского государства неразрывно связано с буддизмом. Буддизм опре-делил культурное лицо Камбоджи, придав ему неповторимое своеобразие. По преданию, царская ди-настия страны произошла от буддийского отшельника по имени Камбу и небесной танцовщицы Меру. В стране был воздвигнут замечательный памятник кхмерской архитектуры - храм Ангкорват.

В конце IX в. при Яшовармане I Ангкорское государство укреплялось, строились буддийские мо-настыри, на месте прежнего Ангкора была заложена новая столица. В то же время приступили к сооружению грандиозной системы орошения. Весь район был поделён на квадраты рисовых полей. Мощные водохранилища обеспечивали регулируемую подачу воды на поля круглый год. Водоёмы для накопления влаги не выкапывались, а создавались с помощью насыпей. Поддержание и развитие оросительной системы сделалось важнейшей обязанностью ангкорских царей. Многие из них вошли в историю как строители не только храмов, но и ирригационных сооружений. Сельское хозяйство требовало слаженной работы, поэтому крестьянам было удобно жить и работать общинами. Земледельцы собирали по три полноценных урожая в год и почти не зависели от погодных условий. Им было что везти в королевский дворец и храмы. Поэтому ангкорские цари заботились и о состоянии дорог. Но не только во дворец и храмы тянулись обозы с зерном и маслом. 938 деревень несли совершенно необычную в наших глазах повинность - они снабжали продуктами 102 лечебницы, расположенные по всей стране, и несколько госпиталей в столице. В каждой лечебнице было 2 врача, 7 ассистентов, 14 медсестёр, 2 повара и 6 служителей. Устройство лечебниц и перечень медикаментов, которые использовали камбоджийские врачи, позволяют считать, что медицина Древней Камбоджи не уступала медицине Европы того времени, а может быть, и превосходила её.

С XIII в. начинается медленное угасание Ангкорского государства. В XIV в. Ангкор был захвачен чужеземными племенами сиамцев. Согласно легенде, после семимесячной безуспешной осады города сиамский царь приказал стрелять серебряными монетами. Защитники Ангкора бросились собирать монеты, и сиамские воины ворвались в осаждённый город.

Почти одновременно с Ангкорской империей на территории современной Мьянмы возвысилось го-сударство Паган. В китайских хрониках его история исчисляется со II в. н э. В XI в. мудрый и про-свещённый царь Аноратха объединил все мьянманские земли и сделал Паган столицей империи. Аноратха старался упрочить в стране буддизм, с которым в Мьянму пришла письменность. Ради этого он завоевал царство на юге от Пагана, в котором хранились священные рукописи. Жители этого царства были обращены в рабство. С помощью тысяч рабов Аноратха воздвиг в долине реки Иравади прекрасные буддийские храмы (пагоды). Паган поддерживал широкие торговые связи с Индией и Китаем. Сюда приезжали обучаться наукам из других стран. В пору своего расцвета столица государства утопала в зелени садов. Город украшали 4 млн. больших и малых пагод. Самым крупным сооружением был храм Табинью, символизировавший всеведение Будды. Дошедший до нас первый памятник мьянманской письменности - плита царя Нарапатиситу, жившего на рубеже XI-XII вв., - сообщает о строительстве дамб, оросительных каналов и пагод, военных походах. Паганское царство знало уголовное и гражданское право. Существовали три судебные инстанции: высший суд с участием царя, низший и апелляционный суды.

Юридическая практика сводилась главным образом к примирению сторон. Судебные заседания проходили с участием двух-трёх судей, которые попеременно уговаривали противников пойти на примирение. Если это удавалось, то в знак подтверждения согласия истец и ответчик публично жевали зелёные листья чая и полюбовно расходились. Свидетель клялся говорить только правду, водрузив над головой образ Будды. Порою судили споривших "всем миром", и тогда дело решалось посредством физических испытаний. Побеждал тот, кто мог дольше не дышать под водой или быстрее съесть порцию риса. При равном исходе заставляли полоскать рот, и виновным считался тот, у кого обнаруживали хотя бы одну застрявшую рисинку. Иногда истину добывали в буквальном смысле слова калёным железом. Считалось, что у правого останется меньше ожогов на руках после погружения их в расплавленный свинец. Никто не ставил под сомнение справедливость судей, однако большинство предпочитало избегать подобного правосудия. Проще было пойти на примирение, чем подвергать себя страшным и унизительным испытаниям.

Паганское царство оставило замечательные образцы художественных ремёсел.

Почти 300 лет просуществовало это государство, пока не пало под натиском монгольских полчищ хана Хубилая, внука Чингис-хана. Марко Поло, отважный венецианский купец и путешественник, был очевидцем победы монгольской конницы над фунаньскими воинами, сидевшими на спинах не-поворотливых слонов. После ухода монголов Паган лежал в руинах.

В это время на противоположной стороне Малаккского пролива возвысилась новая морская держава - Шривиджайя, занимавшая восточную часть острова Суматра в районе современного Палембанга. Первоначально она была одним из небольших государств Малайского архипелага. Когда пала ки-тайская династия Хань, и Поднебесная ослабела, Шривиджайя перестала посылать посольства к им-ператорскому двору и попыталась завоевать главенствующее положение в Южных морях. К концу VIII в. Шривиджайя установила своё господство над Малаккским и Зондским проливами. Это обе-спечило ей контроль над путями, связывавшими Китай, Восточный и Южный Индокитай и Малай-ский архипелаг с Индией и арабскими странами. Арабские авторы пишут, что Шривиджайя дикто-вала свою волю не только островным, но и материковым государствам. В конце VIII в. царь Ченлы дерзко потребовал, чтобы ему принесли голову махараджи Шривиджайи. В ответ махараджа послал в Ченлу флот, взял в плен царя Ченлы, отрубил ему голову, забальзамировал её и отправил в специальной урне преемнику царя.

Шривиджайя была самым сильным государством Юго-Восточной Азии X-XI вв., обладавшим мощным флотом и огромными богатствами. Её могущество основывалось прежде всего на широких торговых связях. Китайский чиновник, описывавший географию стран Южных морей, ставил Шривиджайю по богатству товаров на третье место после арабских стран и Явы. Шривиджайя являлась центром буддизма. Однако в начале XI в. она столкнулась с усиливающимся государством Чолов в Индии, которое тоже претендовало на господство над морскими путями и совершило опустошительный набег на Шривиджайю. После него она уже не смогла оправиться и к XIV в. окончательно распалась.

XIII в. явился веком перемен для Юго-Восточной Азии. Монгольское нашествие, двигавшееся с северо-запада, захватило не только материк, но и острова. На Индокитайском полуострове значи-тельную силу обрели тайские народы, жившие там и ранее. Они создали ряд княжеств, крупнейшим из которых в конце XIII в. было княжество Сукхотаи (Сиам), погубившее великолепие Ангкорской империи. В ходе драматических событий на острове Ява полчища хана Хубилая были изгнаны, и здесь началось быстрое усиление государства Маджапахит. Первые годы царствования его создателя махараджи Кертараджасы были спокойными. Он раздавал чины и привилегии своим сторонникам, а самого себя называл "великим властелином всей Явы, повелителем всей Двипантары (Индонезии)". Однако политике централизации сопротивлялись правители мелких государств, решившиеся на мя-теж, который был жестоко подавлен. Большую роль в этом сыграл начальник личной охраны мо-нарха Гаджа Мада. С его фигурой связан короткий период наивысшего расцвета государства. Под его предводительством Маджапахит подчинил себе не только острова Индонезии, но и часть Малаккского полуострова. В стране процветали сельское хозяйство и ремёсла. Рис выращивали на террасных полях. Поощрялось развитие науки и искусства. Повелитель осыпал придворных архитек-торов и поэтов милостями. Получили распространение производство батиковых тканей и кузнечное искусство, особенно изготовление кинжалов-крисов.

После смерти Гаджа Мады империя стала приходить в упадок. В начале XV в. вспыхнула война за престолонаследие, в результате которой Маджапахит потерял большую часть своих владений на Суматре и Малаккском полуострове. В этот смутный период в истории Маджапахита сюда проникает ислам. Мелкие прибрежные государства нашли в новой религии поддержку в своей борьбе против центральной власти. Простота догматов, учение о равенстве правоверных перед единым богом (Аллахом), взаимопомощи среди единоверцев открывали исламу все границы. В начавшейся войне погиб последний царь Маджапахита.

В Юго-Восточной Азии существовал другой источник ислама - Малаккский султанат. Он сделался признанным центром мусульманской религии, откуда она распространялась по всему региону. Его основателем считают потомка махараджи Шривиджайи принца Парамешвару. Принц, вынужден-ный бежать со своей родины, обосновался на Малаккском полуострове. Собственно, название этого полуострова, которым мы уже пользовались, появилось благодаря тому, что принц основал на этой земле новый город - Малакку. Чтобы поддержать свой авторитет, в начале XIV в. новый правитель посетил Китайскую империю, где встретил пышный приём. Однако торговые и политические инте-ресы заставили его обратить свой взор к мусульманским странам. В 1414 г. он перешёл в ислам и принял имя Искандер-шах.

Наибольшего расцвета государство достигло при правителе Тун Пераке во второй половине XV в. При нём Малакка стала крупнейшим портом Юго-Восточной Азии, одним из центров мировой торговли. Умеренные торговые пошлины, строгое соблюдение законов и льготы для иностранных купцов привлекали в Малакку многих торговцев и искателей приключений. Здесь можно было встретить арабов из Каира и Адена, индийцев из Гуджарата и Малабара, камбоджийцев и китайцев, жителей индонезийских островов. В Малакке, по выражению португальского путешественника, встречались 84 языка. Индийские купцы покупали пряности, камфору, ценные породы древесины, батиковые ткани, кинжалы-крисы. Китай торговал шёлком-сырцом и шёлковыми тканями, селитрой, медной и железной посудой.

Успешной была завоевательная политика Тун Перака. К началу XVI в. Малаккский султанат рас-пространил власть на большую часть Малаккского полуострова и Восточную Суматру. Он сумел отразить нападения сиамцев. Благодаря исламу Малакка получила возможность познакомиться с сокровищами культуры арабо-персидского мира. Шедевры малайской литературы созданы именно в эту эпоху. Величайшими малайскими литературными памятниками являются "Седжарах Мелайю" - "Малайские Родословия" - настоящая энциклопедия жизни и истории Малакки XV в. и "Сказания о Ханге Туахе" - повествование о легендарном герое.

Однако расцвет портового города, пышность двора, утончённость придворной культуры - всё это держалось на довольно шаткой основе. Малаккский султанат раздирали противоречия между центральной властью и местной знатью. Враждой между придворными группировками воспользовались португальцы, захватившие в 1511 г. Малакку. Падение Малакки ознаменовало начало европейской колониальной экспансии. Так завершился блестящий период средневековой истории Золотой земли.

В.Погадаев

В начало страницы





Дополнительная информация