Материалы | Шпоры | Тесты | Книги | Софт | Тесты ЕГЭ
 
 
Главная » Русская литература » Грибоедов » А.С. Грибоедов "Горе от ума" Время: его герой и антигерой.
Предметы
Астрономия
Биология
География
История
Математика
Рус. лит.
Укр. лит.
Физика
Химия


Онлайн тесты по ЕГЭ


библиотеки





А.С. Грибоедов "Горе от ума" Время: его герой и антигерой.

"Горе от ума" как политическая комедия

Чтобы глубже понять идейное содержание "Горя от ума", социально-политическую проблематику комедии, необходимо вспомнить характерные особенности исторической эпохи, отраженной в пьесе. Известно что работа над ней была закончена в 1824 году. "Героическая война 1812 года... прошла, ее ближайшие задачи кончились. Ожидания, что в ответ на подвиги народа последует падение рабства, не сбылись..." - пишет исследователь творчества А. С. Грибоедова Юрий Тынянов в статье "Сюжет "Горя от ума". Итак, война позади. И народ, победивший в этой войне, кровью своей добывший Отечеству свободу, в этом Отечестве все так же закрепощен и угнетен. В русском обществе зреет недовольство несправедливостью государственной внутренней политики. В сознании честных граждан крепнет идея необходимости защищать не только свои права, но и права низшего сословия. И в 1816 году (предположительная дата начала работы над комедией) в России создается первая тайная организация будущих декабристов "Союз спасения". В него вошли люди, считавшие, что восстановление социальной справедливости - их исторический и моральный долг.

Но никаких реальных изменений в России не произошло , и главным тормозом на пути преобразования выступала сильная авторитарная власть: русское самодержавие. Требование ограничить самодержавие, ввести его в рамки закона, конституции прозвучало и на Европейском сейме 1818 года, где присутствовал император Александр I. Царь дал торжественные заверения. Европа ожидала перемен в России. Но русское общество отнеслось к обещаниям государя скептически. Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не дошло. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, так как твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это "благоденствие", разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

Комедия "Горе от ума" построена так, что о "веке нынешнем", об идеях социально-политических преобразований, о новой морали и стремлении к духовной и политической свободе на сцене говорит лишь Чацкий. Он - тот "новый человек", который несет в себе "дух времени", идею жизни, цель которой - свобода. Но Чацкий на три важнейших года исчезает из российской действительности. За эти три года утихло послевоенное ликование, поэзия ратных подвигов сменилась прозой обыденных дел. И большинство радо вернуться к довоенным заботам: карьера, протекции, доходы и т. п. Воротившись в Россию и попав "с корабля на бал", Чацкий так до конца и не разобрался, что в Москве жизнь вошла в прежние довоенные "берега", что москвичи этим довольны и лишь он находится в плену прежних иллюзий близких и реальных перемен.

В образе Чацкого отражены черты декабриста эпохи 1816-1818 годов. В это время российский гражданин передовых убеждений не стремился к активной революционной деятельности, к свержению монархии и тому подобному. Прежде всего он желал исполнить свой долг перед Отечеством, желал честно служить ему. Именно поэтому за три года до описанных в комедии событий Чацкий, "обливаясь слезами", расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". В этой формулировке Чацкого важны и значимы обе части: он рад бы служить, он жаждет этого. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует "прислуживания". И Чацкий оставляет столицу. Убеждения героя не всегда высказываются им прямо в монологах (из соображений цензуры Грибоедов часто позволяет герою лишь намекнуть на важнейшие свои идеи). Так неприятие крепостного права, протекционизма, негодование по поводу засилья иностранцев и преклонения перед ними - заявлены как позиция героя, однако несколько раз скажет Чацкий, например, о жизни в деревне как о более нравственной. Речь идет, конечно, не о сближении с природой, а о моральном долге помещика по отношению к крепостным (именно этот путь избрал двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу, когда "чин следовал ему").

Просвещение, за которое ратует Чацкий, вызывает бурный гнев фамусовского общества: "Забрать все книги бы да сжечь!" Просвещение для эпохи Чацкого неотделимо от гражданского воспитания, важнейший его элемент - проповедь свободы. Вот почему так негодует свет. И такие намеки рассыпаны по всему тексту комедии.

Итак, Чацкий - новый человек. Его идейные убеждения рождены духом перемен, тем "веком нынешним", который пытались приблизить лучшие люди России. "Его идеал свободной жизни: это свобода от всех... цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода - вперить в науки "ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным",- свобода служить или не служить, жить в деревне или - путешествовать"...- так объясняет Гончаров в статье "Мильон терзаний", какое содержание вкладывал Чацкий (и идейно близкие ему люди) в понятие "свобода".

Но в тоталитарном государстве вопрос "служить или не служить" выходит за рамки проблемы личной свободы. Личная жизнь гражданина неотделима от его политических убеждений, и стремление жить по-своему, наперекор норме, уже само по себе есть вызов. Чацкий - новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея - гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него - рабство во всех его проявлениях, самое желанное - свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке.

Столкновение Чацкого с фамусовским миром - не бытовое, не частное. Оно носит всеобщий характер. Свобода во всем, по мнению героя, должна прийти на смену иерархической упорядоченности прежней жизни. Чацкий, желая воплотить свои идеи, делает несколько практических шагов, результатом которых оказывается его "связь с министрами", о которой упоминает Молчалин. Ведь это не что иное, как участие героя в конкретных реформах власти, которые не состоялись (вспомним попытку князя Андрея принять участие в деятельности кабинета Сперанского и его разочарование в министре). Чацкий умеряет свой реформаторский пыл и уезжает за границу не только в поисках ума, но и от бессилия что-либо сделать в сложившейся ситуации. Его ничто больше не связывает с родными пенатами, вероятно, он и не приехал бы вовсе, если бы не Софья. Отъезд ведь тоже форма протеста, пусть и пассивная.

Пока герой три года путешествовал, общество не стояло на месте. Оно не просто с облегчением возвращалось к заботам и радостям мирной жизни. Оно вырабатывало в себе "сопротивляемость" тем зреющим переменам, которые грозили эту мирную жизнь сокрушить. И вот в обществе появляются и твердо прокладывает себе дорогу молчалины, появляется "молчалинский тип". Чацкий неспособен отнестись к Молчалину и его "талантам" всерьез. А между тем это "жалчайшее созданье" не так уж ничтожно. За время отсутствия Чацкого Молчалин занял его место в сердце Софьи, именно он - счастливый соперник главного героя. И это только начало. Личное поражение Чацкого не исчерпывает его драмы. Брошенные им слова "Молчалины блаженствуют на свете" оказываются пророчеством.

Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, умение найти "ключик" к каждому влиятельному человеку, абсолютная беспринципность - вот определяющие качества этого героя. Качества, делающие его, с точки зрения традиций русской литературы, антигероем пьесы, главным противником Чацкого. Его жизненные установки, убеждения, вся система нравственных ценностей противостоит моральному кодексу, идеям и идеалам Чацкого. И в этом Молчалин не отличается от всего фамусовского общества. Его отличает иное: сила и особый, изворотливый ум.

Вот "тузы": Фамусов, Скалозуб, князь Тугоуховский. Каков предел мечтаний Фамусова? Выдать удачно замуж Софью, ну еще пару орденов получить - не более того. Скалозуб тоже на многое не претендует: "Мне только бы досталось в генералы". Молчалин малым не удовлетворится. За три года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин, он стал секретарем московского "туза", получил три награжденья, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи, которая прочит его себе в мужья. Незаменим в фамусовском доме, незаменим в обществе:

Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...

Остановится он на достигнутом? Разумеется, нет. Расчетливо и холодно набирает Молчалин силу. Уж он-то не потерпит на своем пути Чацкого - безумного мечтателя, ниспровергателя основ! Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью: тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дойдя "до степеней известных", будет не только сам унижать, но и уничтожать. Именно молчалины, идеал которых "и награжденья брать, и весело пожить", станут, как пророчески предвидел Грибоедов, столпами общества. После восстания декабристов на них будет опираться новая власть: ибо они послушны, ибо превыше всего власть ценит именно их "таланты" - "умеренность и аккуратность".

Грибоедов первым в русской литературе XIX века показал "лишнего человека" (термин А. И. Герцена), механизм его появления в обществе. Чацкий - первый в этом ряду. За ним - Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Можно представить себе дальнейшую судьбу такого героя в обществе. Наиболее вероятны для него два пути: революционный и обывательский. Чацкий мог бы быть среди тех, кто вышел 14 декабря на Сенатскую площадь, и тогда жизнь его была бы предрешена на 30 лет вперед: принявшие участие в заговоре вернулись из ссылки только после смерти Николая I в 1856 году. Но могло быть и другое - непреодолимое отвращение к "мерзостям" русской жизни сделало бы его вечным скитальцем на чужой земле, человеком без Родины. И тогда - тоска, отчаянье, желчность и, что самое страшное для такого героя-борца и энтузиаста" - вынужденная праздность и бездеятельность.

По книге:
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

С разрешения gramma.ru




Сам себе доктор
© my-edu, 2008-2013.