Материалы | Шпоры | Тесты | Книги | Софт | Тесты ЕГЭ
 
 
Главная » Русская литература » Толстой » Русский граф с французским именем
Предметы
Астрономия
Биология
География
История
Математика
Рус. лит.
Укр. лит.
Физика
Химия


Онлайн тесты по ЕГЭ


библиотеки





Русский граф с французским именем

Он появляется на первых же страницах "Войны и мира" в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный: "толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками". Огромный и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но не только - он и внушает страх. Анну Павловну страшит взгляд юноши, "умный, робкий, наблюдательный, естественный". Таков Пьер. Пока еще даже не Пьер Безухов, не граф Петр Кириллович, а всего лишь "мсье Пьер" - бастард, незаконнорождённый сын русского вельможи; и в салоне фрейлины Шерер его принимают лишь "на всякий случай": а вдруг да граф Кирилл официально признает сынка...

Толстой любит сразу привлекать внимание читателя к любимым своим героям, сопровождать их первое появление на страницах запоминающимися эффектами: подчеркнутой отстраненностью от окружающих резко выделяется князь Андрей; шумно вбежит в гостиную маленькая Наташа... Пьер появляется в зале, нарушив чинную атмосферу: будет невпопад отвечать на вопросы; искренне и жарко участвовать в споре о Наполеоне, хотя оппоненты абсолютно равнодушны и к предмету спора, и к самому Пьеру; вместо привычных отточенных фраз - "бубнить что-то непонятное"... И мы сразу запомним этого героя, заинтересуемся им, обратим на него особое внимание.

Странно: воспитывался в Париже - и не умеет вести себя в обществе, точно из деревни приехал! И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность - сущностные черты Пьера, никакой нивелировке ни в каком обществе не поддающиеся. Ничто и никогда не заставит его изменить себе, жить по общей усредненной норме, вести бессмысленные разговоры для светского времяпрепровождения.

Образ Пьера - центральный во всей образной системе романа. И прежде всего потому, что именно он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. И как бы ни изменялся, как бы ни переплавлялся в мыслях автора герой того сюжета, какие-то основополагающие черты в нем не могли не остаться.

Кто же мог стать хоть отдаленным прототипом Пьера? Одним из немногих, переживших Сибирь и вернувшихся в центральную Россию декабристов, был Иван Иванович Пущин, Большой Жанно, человек не только выдающегося ума, но и само воплощение доброты, душевной щедрости, интеллигентности в высшем смысле слова. Пущин отнюдь не самая характерная фигура декабризма, напротив - самая загадочная. Не будем идеализировать декабристов. Вспомним: Павел Пестель готов был ради победы, ради счастья Отечества жертвовать не только жизнью своею, но и чистотой рук - он шел и на цареубийство, и на последующую показательную казнь цареубийц, дабы первым подать пример абсолютного следования законности. Несогласованность в среде декабристов, разобщенность членов различных обществ, разница их устремлений не позволяют однозначно говорить о "фигуре декабриста", не прибегая к штампам, к заведомой лжи. Толстого, как всегда, интересует не явление в чистом виде, но его историко-психологические характеристики. И потому он волен выбирать среди членов тайных обществ своего героя. И выбирает человека, близкого не к "пестелевскому" типу, а к "пущинскому". Пламенные романтики Кюхельбекер и Рылеев, человек "римских добродетелей", "русский Брут" Пестель - таково общее впечатление о декабристах. Толстой ищет и находит в декабризме свое. И тогда в салоне фрейлины Шерср появляется юный "мсье Пьер".

Почему же все-таки он на протяжении всего романа так и останется Пьером, почему не станет для автора, для друзей, для читателей Петей, Петром Кирилловичем, графом Петром Безуховым? В имени героя удивительно отразилось его особое положение во всей художественной системе "Войны и мира". Роман построен как семейная хроника, история народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален: за ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя. Все, что составляет сущность личности этого героя, отражает не характерные черты его рода, а общие черты народного характера. За ним никто не стоит - и угадывается сама Россия начала века: преклоняющаяся перед Западом, особенно перед Францией, и воюющая с ней; то робко, то пристально вглядывающаяся в темную, еще совсем не разгаданную массу крестьянства; презирающая самое себя и приписывающая себе удел нации богоносцев... Именно потому Пьеру, и только ему, дано будет в эпилоге романа создать истинно идеальную семью (зерно и оплот нации, по убеждению Толстого), сочетающую лучшие черты Болконских и Ростовых, помноженные на его, Пьера, личность и духовный опыт.

Как и все любимые герои Толстого, Пьер пройдет свой путь "от Наполеона к Кутузову", научится узнавать и изживать в себе наполеоновские устремления. И это очень значимо с исторической точки зрения: "толстовский" декабрист не одержим наполеоновскими идеями, духовно чист.

Путь Пьера отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея. Более того, Толстой подчеркивает параллелизм их судеб: у обоих ранний нелепый брак, принесший многие мучения, вторая любовь - истинная и одухотворенная; увлечение фигурой Наполеона; моменты самовозвеличения и самоуничижения. Это, разумеется, неслучайно. Слишком много общего у столь разных героев; при всей их индивидуальной несхожести, они объединены в один историко-психологический тип, их кровное родство - в принадлежности к лучшим сынам России первой четверти XIX века. И личные их судьбы строятся в прямой зависимости от судьбы Отечества - не только событийная канва, но и идейно-нравственные установки эпохи в своем развитии формируют жизненный путь Пьера и князя Андрея. Каждый из них, очень по-своему, проходит по общим для обоих кругам Ада.

Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует обо всех хитростях семьи Курагиных, добивавшихся и добившихся этой свадьбы. О том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять - и вырвали у упорствующего жениха предложение, какую недостойную игру затеяли с ним фрейлина Шерер и ее кружок. И, описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера: как он воспринимает случившееся, кого обвинит в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу: он обвиняет себя. Не безнравственных людей, сыгравших на его молодой неопытности, а себя, ничего не сумевшего им противопоставить, поддавшегося. Это не имеет ничего общего ни с сусальным "всепрощением", ни с поздними масонскими стремлениями Пьера. Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.

Вторым серьезнейшим испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру. Казалось бы, исход дуэли - торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер нечаянно попадает в своего обидчика. Но сочувствует ли этой справедливости Толстой, торжествует ли сам победитель? "Пьер схватился за голову, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: "Глупо... глупо! Смерть... ложь..." - твердил он, морщась". Этот эпизод и его значение блестяще анализирует Е. Маймин: "После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис. Кризис, переживаемый Пьером, - это и сильное недовольство собой, и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, лежит на кожаном диване и думает: " ...А я стрелял в Долохова за то, что счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что считали преступником; а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я..." Ход мыслей Пьера только по самому поверхностному впечатлению может показаться беспорядочным. Для него и его дуэль с Долоховым, и казнь Людовика XVI являются событиями принципиально одного ряда. Это события, имеющие отношение к жизни - и, следовательно, к истории... Может быть, сам Пьер это сознавал не до конца, зато это знал, и до конца в этом был уверен, Лев Толстой" (Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., "Наука", 1980).

Насколько теперешний ужас Пьера перед пролитой им кровью отличается от благодушного одобрения убийства, высказанного им в салоне Анны Шерер, в беседе о Наполеоне и казненном герцоге Энгиенском. Торжок стал для Пьера его Аустерлицем, на этой почтовой станции он отрекся от раннего своего нравственного бонапартизма и возжаждал нового пути. Этот путь указал ему масон Баздеев.

Отметим здесь еще одно: важнейшую черту, отличающую Пьера от князя Андрея. Будучи сыном Николая Андреевича Болконского и бесконечно почитая отца, князь Андрей, увлекаясь кумирами, не ищет духовного наставника: эту роль играет его отец, и играет блистательно. Сирота в полном смысле слова Пьер переполнен безадресным сыновним чувством, он постоянно ищет духовного руководителя. Именно так относится он сначала к князю Андрею, затем к Баздееву, к Платону Каратаеву. Он весь открыт духовному наставничеству, ищет его: и это один из самых мощных факторов формирования и проявления личности Пьера. Неслучайно А. Жук назвала этого героя "фигурой "сводящей", смыкающей разные нравственные сферы "Войны и мира" (Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. М., "Просвещение", 1981). Обращение Пьера к "Обществу вольных каменщиков", к масонам понятно: Баздеев предлагает ему возможность начать жизнь "с нуля", возродиться в новом, очищенном состоянии. Но оно оправдано и исторически: известно, что через масонство прошли почти все декабристы. И искали они в масонстве того же, что и Пьер - нравственного очищения. "Декабристы были людьми обнаженной, предельно чуткой совести. Именно такими их видел и понимал Толстой. Веления совести, нравственный поиск вели их одновременно и к социальному протесту, и к потребности личного совершенствования. Тяготение к исходным идеям масонства и революционность декабристов оказывались вещами совместимыми и в какой-то степени даже связанными. В той же мере совместимыми и связанными являются в жизни Пьера Безухова его вступление в масонскую ложу и его участие в дальнейшем в секретном обществе..." ( Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., "Наука", 1980).

Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает как цепь не логических, а исторических закономерностей. Не будучи военным, он едет на Бородинское поле, так как исторически для победы необходимо духовное участие всех, кому дорого Отечество (и Толстой заставит нас увидеть это сражение глазами Пьера: ибо ему видится не хитросплетение диспозиций, но сокровенный смысл происходящего, его нравственная основа). Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона - и спасет девочку, и пробудит в настоящем убийце Даву человека. И, наконец, в плену, лишенный свободы, обретет путь к свободе внутренней, причастится к народной правде и к народной морали.

Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды - эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Однако вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт и жизненную концепцию своих учителей, он не подчиняется им, но, обогащенный, идет дальше своим путем. И этот путь; по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

По материалам:
Долинина Н.Г. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого "Война и мир". - СПб.: "Лицей", 1999.
Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. М., "Просвещение", 1981.
Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., "Наука", 1980.
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994

С разрешения gramma.ru




Сам себе доктор
© my-edu, 2008-2013.