Материалы | Шпоры | Тесты | Книги | Софт | Тесты ЕГЭ
 
 
Главная » Русская литература » Чехов » "Распалась связь времен…" Комедия "Вишневый сад"
Предметы
Астрономия
Биология
География
История
Математика
Рус. лит.
Укр. лит.
Физика
Химия


Онлайн тесты по ЕГЭ


библиотеки





"Распалась связь времен…" Комедия "Вишневый сад"

"Распалась связь времен", - с ужасом понимает Гамлет, когда в Датском королевстве, едва схоронив государя, играют свадьбу вдовствующей королевы и брата усопшего, когда на только что засыпанной могиле возводят пышные дворцы "новой жизни". Самое трудное: уловить, как это происходит - смена эпох, разрушение прежнего уклада жизни, возникновение новых форм. Потом, десятилетия спустя, историки определят "переломный момент", но редко современники осознают, что за время на дворе. И еще реже, осознав, скажут, как сказал Тютчев: "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые..."

В "роковые минуты" жить страшно. Страшно, ибо люди теряются в непонимании: отчего вдруг рушится все, что стояло веками, отчего крепкие стены, защищавшие дедов и прадедов, вдруг оказываются картонными декорациями? В таком неприютном, продуваемом всеми ветрами истории мире человек ищет опоры - кто в прошлом, кто в будущем, кто в мистических верованиях. В своих ближних опоры не ищут - окружающие так же растеряны и ошеломлены. И еще человек ищет "виноватых" - кто "все это устроил"? Такими "виноватыми" оказываются чаще всего те, кто рядом: родители, дети, знакомые. Это они, они - не защитили, упустили... Ах, извечные русские вопросы: "кто виноват?" и "что делать?"

В "Вишневом саде" (1903) Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории - главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герои "Вишневого сада" - люди, попавшие в тектонический раскол, образовавшийся во времени, вынужденные жить, то есть любить и радоваться, в этой расселине обстоятельств большой истории. Этот разрушительный момент - время их единственной жизни, которая имеет свои особые частные законы и цели. И они живут над пропастью - обречены жить. И содержание их времени есть разрушение того, что было жизнью поколений.

Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в "Вишневом саде" герои оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев.

Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы XX века, - это ситуация рубежа, порога. Еще ничего такого не происходит, но уже есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.

Смешно рассуждать, как Петя Трофимов, об исторической необходимости в ситуации чьего-то личного горя. Страшно, как Блок, оправдывать разрушение родового гнезда, где проходила жизнь поколений, с классовой точки зрения. Эти рассуждения прежде всего безнравственны.

Чеховская объектная манера, его принципиальный отказ от авторского указующего перста и позволили запечатлеть Время в его целостности, не оправдывая и не осуждая; не подчеркивая ничьей правоты в ущерб правоте другого. Ибо одно из главных убеждений Чехова в том, что никому не дано знать всей правды, каждый видит лишь часть ее, принимая свое неполное знание за полноту истины. Именно об этом говорит В.Б. Катаев: "Оставшись верным своему принципу наделять героев одинаково страдательным положением по отношению к непонимаемой ими жизни, незнанием "настоящей правды", Чехов в последней своей пьесе разрабатывал жанровую форму, адекватную этому принципу" (Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. - М.: Изд-во МГУ, 1989). Почему же такой новой жанровой формой оказалась комедия? Каковы чеховские принципы соединения драматического и комического? "В "Вишневом саде", - комментирует Катаев, - комичны не отдельные персонажи, такие как Шарлотта, Епиходов, Варя. Непонимание друг друга, разнобой мнений, алогизм умозаключений, реплики и ответы невпопад - подобными несовершенствами мышления и поведения, дающими возможность комического представления, наделены все герои. <...> В пьесе Чехова принцип повторения и взаимоотражения персонажей является не избирательным, а тотальным, всеохватывающим. <...> Непоколебимо стоять на своем, быть самопоглощенным своей правдой, не замечая сходства с остальными, - у Чехова это выглядит как общий удел, ничем не устранимая особенность человеческого бытия. <...> В этом - неизменности и непоколебимой верности каждого своей сути - и состоит основа комедийности пьесы, какими бы серьезными или грустными последствиями и осложнениями ни оборачивалось такое постоянство для его носителей и для окружающих" (Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. - М.: Изд-во МГУ, 1989).

По материалам:

Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века

С разрешения gramma.ru




Сам себе доктор
© my-edu, 2008-2013.